Наверное, каждый, проработавший в школе десяток-другой лет, заметит, что наше образование перманентно реформируется, начиная от отдельно взятых аспектов преподавания и заканчивая глобальными структурными реформами. Однако приоритетные задачи остаются неизменными: мы хотим видеть своих выпускников образованными и социально зрелыми людьми.
Именно эти критерии лежат в оценке деятельности школы. Что касается первой составляющей, то здесь все кажется более или менее понятным: учащиеся должны овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые четко указаны в программах по учебным дисциплинам. Но по каким критериям можно определить степень социальной зрелости выпускника, его готовности нести ответственность за все происходящее в его жизни? Одним из таких показателей является электоральная активность молодого гражданина, формирование которой начинается со школьной скамьи.
В нашей школе условия для формирования и развития активной жизненной и гражданской позиции обеспечиваются, в том числе, за счет реализации проекта «Школа – территория избирательного права». В его основу положена идея объединения усилий учителей и актива детской школьной организации по решению задач воспитания гражданина, готового к ответственному выбору своего будущего через осуществление своего избирательного права. Основной предпосылкой для воспитания электоральной культуры у обучающихся в школе является наличие института выборов президента детской школьной организации.
Выборы президента проводятся в форме деловой игры, включающей в себя предвыборную агитацию, дебаты, работу избирательной комиссии, тайное голосование. Кандидаты в президенты организуют собственные штабы по ведению предвыборной агитации. Избранный президент проходит процедуру инаугурации. Избирком не только организует выборы, но и анализирует результаты явки на выборы, проводит соцопросы среди всех избирателей на предмет явки или неявки на выборы и выявления причин неявки с тем, чтобы избежать ошибок при организации следующей выборной кампании.
Обозначив школу как территорию избирательного права мы, прежде всего, имеем в виду создание условий для изучения основ избирательного права в течение всего учебного года в различных формах. Одной из таких форм является день избирательного права, когда несколько уроков, проводимых по расписанию, объединяются данной тематикой. Так, например, на уроке русского языка учащиеся пишут словарные диктанты на лексическом материале, характеризующем избирательный процесс, на уроках изобразительного искусства рисуют агитационные плакаты, на уроках обществознания изучают вопросы, касающиеся избирательного процесса. Проанализировав темы, освещаемые в ходе изучения различных школьных дисциплин, члены актива детской организации пришли к выводу о возможности использования потенциала каждого из предметов в организации таких дней. Немаловажным фактором для развития проекта является поддержка со стороны учителей школы.
Свое логическое развитие проект получил в создании Клуба молодых избирателей «Ты — избиратель», взявшего на себя решение задач по созданию системы правового ликбеза в области избирательного права, ему же делегированы полномочия по организации выборов президента «Планеты детства». Для того чтобы максимально точно следовать всем правилам, которые необходимо соблюдать в ходе избирательной кампании, актив Клуба молодых избирателей проводит учебу штаба кандидата в президенты, а также самих кандидатов. Главной целью этих занятий является ознакомление с основными положениями законодательной базы по вопросам организации предвыборной агитации на материале федеральных и региональных законов.
В основу деятельности правового ликбеза положен принцип волонтерства: занятия разрабатываются и проводятся силами самих учащихся, куратор проекта выступает в роли консультанта. За год действия проекта было проведено 7 таких занятий в 5-8 классах, в настоящее время разрабатываются уроки избирательного права для учащихся начальных классов.
При этом надо отметить, что количественный состав актива клуба невелик, нет какой-либо четкой периодичности заседания клуба, кроме двух: стартового по планированию деятельности на год и итогового по анализу деятельности. Главное, что нас интересует – практическая работа по реализации тематических проектов. В задачу актива входит планирование деятельности и организация волонтерских штабов по подготовке мероприятий. Принцип организации такого штаба достаточно прост: несколько человек, получивших приглашение к участию, привлекают, в свою очередь, новых участников. К каждому новому мероприятию создается свой штаб, и учащиеся школы получают возможность попробовать себя в роли организаторов именно в том направлении, которое им интересно. Таким образом, в течение учебного года к изучению вопросов избирательного права приобщаются в той или иной форме практически все учащиеся школы.
Для того, чтобы работа была более эффективной, необходимо оценивать и анализировать свой опыт в сравнении с опытом других образовательных учреждений. Такую возможность мы получаем, принимая участие в фестивале «Наш выбор – наша ответственность», где и получаем импульс для осуществления новых проектов.
Организация тематических дней, работа Клуба молодых избирателей, проведение деловых игр, участие в фестивале «Наш выбор – наша ответственность» – вот те слагаемые, которые способствуют успешной реализации задач проекта «Школа – территория избирательного права». Развитие проекта планируется осуществлять в направлении распространения опыта в филиале школы, а также других школах, готовых к сотрудничеству.
Н.С. Косякова