В настоящее время правовое регулирование подготовки и проведения муниципальных выборов в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Такое положение непосредственно вытекает из основ конституционного строя Российской Федерации. Во-первых, федеративная природа российского государства предполагает сочетание федерального и регионального законодательства по максимально широкому кругу предметов ведения, указанных в ст. 72 Конституции России, где говорится и об установлении общих принципов организации местного самоуправления. Во-вторых, организационная и функционально-компетенциональная самостоятельность органов местного самоуправления и самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления создают необходимость в регулировании некоторых аспектов подготовки и проведения муниципальных выборов на местном уровне.
Каждый из трех уровней правового регулирования имеет свои особенности и свою структуру. Федеральный уровень составляет федеральное законодательство, а именно действующая Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Конституция определяет саму систему местного самоуправления, закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — «Федеральный закон об общих принципах») определяет муниципальные выборы как одну из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. По сравнению с Федеральным законом от 28.08.95г. №154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» новый федеральный закон практически ничего не добавляет к правовому регулированию проведения муниципальных выборов. Единственной существенной новацией является жесткое установление статуса представительного органа муниципального образования как субъекта права назначения всех выборов в органы местного самоуправления данного муниципального образования (часть 2 статьи 23). В целом названный закон содержит отсылочные нормы к избирательному законодательству.
Основное регулирование на федеральном уровне содержится в Федеральном законе от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон определяет общий порядок проведения выборов в Российской Федерации, в том числе муниципальных выборов; содержит гарантии их проведения в случае отсутствия необходимой правовой базы на региональном и муниципальном уровнях; регламентирует отдельные, значимые стороны избирательных правоотношений и на местном уровне.
Региональный уровень представлен только законами субъектов Российской Федерации в силу прямого указания на это в части 3 статьи 23 Федерального закона об общих принципах. В Рязанской области данный уровень представлен Законом Рязанской области от 13.12.2006г. №161-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области» и отчасти Уставом (Основным Законом) Рязанской области.
Нормативными актами, регулирующими избирательные правоотношения на местном уровне, являются уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.
На основании федерального законодательства и в соответствии с заключенными Российской Федерацией международными договорами, Европейской хартией о местном самоуправлении наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным, а выборы проводятся в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.