Текущий год, несомненно, значимый для подведения определенных итогов становления демократии в Российской Федерации. Исполняется 20 лет нашей Конституции, 20 лет избирательной системе. За этот период наши российские граждане шесть раз избиратели Государственную Думу, пять раз избирали Президента, приняли участие в двух референдумах. Кроме того, за этот период мы, избиратели Рязанской области, шесть раз избирали областную Думу, четыре раза – Губернатора области, участвовали в нескольких кампаниях по выборам в органы местного самоуправления.
Мы многому научились за этот период и, видимо, наступила стадия серьезного анализа. Кто за этот период определял судьбу страны и региона? Статистика неумолимо свидетельствует – в основном, старшее поколение. А где же молодежь? Ведь только в Рязанской области численность избирателей в возрасте от 18 до 30 лет составляет почти 220000 человек. Как воспитать у молодых и будущих избирателей чувство патриотизма и высокой гражданской ответственности за будущее соей страны, своего края? Как привить им правовые знания и элементы политической культуры? Именно эти вопросы беспокоят всех участников избирательного процесса.
В настоящее время в молодежной среде можно наблюдать две диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны, это стремление участвовать, причем очень активно, в политической жизни страны. С другой, это апатия ко всем политическим процессам, происходящим в обществе. Можно выделить три основные причины, определяющие отсутствие у молодежи устойчивых и серьезных мотивов для участия в выборах.
Первая причина. Нужно признать, что политические партии еще не пришли к пониманию необходимости широкого вовлечения молодежи в управление государством. Только на последних федеральных выборах заговорили о молодежных программах, о необходимости включения в списки представителей молодежи. На выборах в органы местного самоуправления участие юношей и девушек в качестве кандидатов – большая редкость. А ведь именно участие в органах местного самоуправления формирует гражданскую позицию, позволяет обрести навыки принятия ответственного решения, реально участвовать в жизни местного сообщества.
Почему в местном самоуправлении нужна молодежь? Во-первых, это один из способов удержать молодых людей в регионе. Во-вторых, обладающая высоким уровнем обучаемости, а подчас и намного более образованная, чем другие потенциальные кандидаты, молодежь может, и будет являться хорошим посредником между властью и народом. И, наконец, молодежь, еще не забитая бюрократическими стереотипами и готова искренне взаимодействовать с властью, вырабатывая неординарные совместные решения проблем.
Вторая причина. Молодые люди не ощущают и не знают цены свободы и демократии. Они не жили в прошлом советском обществе, не испытали на себе присущих ему запретов и ограничений, не отстаивали права жить в условиях демократического общества, как это происходило с большей частью старшего поколения. Молодежь получила все это при рождении и считает это закономерным. За них не нужно бороться и, следовательно, нет необходимости голосовать ни за политические партии, ни за политических лидеров, которые могли бы защищать и отстаивать права и свободы, и представлять интересы молодых граждан.
И, третья, наиболее важная, причина – отсутствие у молодежи гражданской позиции. Это не только проблема социализации молодежи, но и проблема устойчивости традиций в семье, в обществе, в государстве. Как показывают данные социологических опросов, которые наша Избирательная комиссия проводит достаточно регулярно, только каждый пятый респондент из числа молодежи, считает участие в выборах разного уровня своим гражданским долгом.
Проведенное в марте 2011 года, по заказу Избирательной комиссии Рязанской области, социологическое исследование на тему «Молодежь и выборы» показало, что большинство опрошенных молодых людей (51%) признаёт необходимость интересоваться политикой и значит, осознаёт роль политики в управлении общественными процессами и обеспечении эффективного управления государством.
Осознание необходимости проявлять интерес к политической сфере не гарантирует постоянного и устойчивого существования данного интереса. Для выявления степени, в какой молодежь интересуется политикой на момент опроса, респондентам было предложено обозначить степень своего интереса к политической сфере по 10-бальной шкале, где 1 означала абсолютное отсутствие политического интереса, а 10 – высшая степень интереса.
Полученные результаты демонстрируют, что большинство респондентов оценивают свой интерес к политике квантификаторами – 5 и 6, что свидетельствует о наличии определённого интереса молодёжи к политике. Данные квантификаторы могут быть расшифрованы как «и интересует и не интересует», или же «интересует, но не очень». Беря во внимание эффект «желательности», можно предположить, что осознавая необходимость интересоваться политикой, многие респонденты посчитали позицию 5, как необходимый минимум и обозначили не значение соответствующее их реальному интересу, а те, что соответствуют их представлениям о необходимом интересе.
Данная гипотеза подтверждается так же видимыми различиями в первой и второй половине шкалы. Так, процент тех, кто оценили свой интерес меньше, чем на 5 составляет 35%, а тех, кто оценил свой интерес больше, чем на 5 – 44%. Квантификатором 5 уровень своего политического интереса обозначили 21% респондентов.
Уровень политической компетенции молодежи в области избирательного права остается на невысоком уровне. Основная часть молодых людей демонстрирует свою явно недостаточную компетентность в отношении нормативных актов регламентирующих выборы. Из всех предложенных законов только о ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 37% опрошенных имеют полное представление и еще 35% имеют о нем общее представление.
О ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 75% имеют общее представление. О ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» имеют общее представление только 50% опрошенных и о ФЗ «О референдуме Российской Федерации» только 20% имеют общее представление.
Половина опрошенных (50%) хотели бы получить дополнительные знания в области избирательного законодательства. Только 9% респондентов уверены в том, что дополнительные знания им не нужны и 40% (!?) затруднились ответить на данный вопрос.
Электоральное поведение молодежи напрямую связано с тем, как ее представители воспринимают процедуру выборов. Респондентам было предложено выбрать два варианта ответа на вопрос о том, что представляют для них выборы в современных условиях.
Полученные результаты свидетельствуют, что большинство опрошенных понимают процесс выборов как одну из форм борьбы за власть (29%), почти каждый двадцатый (18%) воспринимают выборы как необходимую процедуру демократической организации власти и столько же (18%) – как формальную процедуру с заранее известным результатом. Еще 28% респондентов говорят о выборах как о форме участия граждан в политической жизни общества и способе выражения и защиты людьми своих интересов. Но столько же (29%) видят в выборах инструмент, используемый политиками для похвалы или критики, или пустую трату времени и денег.
Соотношение между теми, кто позитивно и негативно воспринимают процедуру выборов в целом по выборке составляет 1,0 : 1,6. Но в группе 18 – 19 летних это соотношение составляет 1,0 : 1,25; в группе 20 – 24 летних – 1,0 : 1,72; а в группе 25 – 30 летних – 1,0 : 1,95. Другими словами, негативное отношение к процедуре выборов возрастает по мере взросления и накопления молодежью электорального опыта.
Следует обратить внимание на два момента. Во-первых, не оказалось респондентов, которые затруднились определить свое отношение к выборам. Во-вторых, оценки городской и сельской молодежи в отношении выборов, практически, не расходятся или расходятся несущественно.
Особо необходимо подчеркнуть сравнительно низкую долю тех, кто рассматривает выборы как способ выражения и защиты своих интересов (11%). Но именно эта функция исключительно важна сегодня при становлении механизма демократического управления, характерной чертой которого и является наличие каналов политического влияния. Одним из них должны выступать выборы.
Если они не рассматриваются в качестве таковых, то, во-первых, молодежь не склонна принимать в них участие, рассматривая такого рода деятельность как напрасную трату сил. Во-вторых, молодые люди, принявшие данную точку зрения, обычно не считают кандидатов, за которых голосуют, а впоследствии и выборных должностных лиц в качестве последовательных защитников своих интересов. На этой почве формируется (или возрастает) недоверие к политической системе общества в целом. В результате выборы из способа легитимации власти превращают в свою противоположность и делегитимируют политические и социальные институты в массовом молодежном сознании.
Анализ электоральных установок молодежи, показывает, что основными мотивационными предпосылками участия в выборах, отмеченными респондентами являются:
— гражданский долг (25% респондентов),
— не желание оставаться безучастными к будущему соей страны (25%),
— хотят таким образом участвовать в решении общественных проблем (24%).
Необходимо отметить также, что 26% респондентов не ответили на этот вопрос, что показывает отсутствие рациональной мотивации, основанной на интересе и знании и демонстрирует иррациональные причины подобного поведения. Имплицитно, этот факт говорит о низкой политической образованности данной категории респондентов.
Из заявивших о своём нежелании участвовать в выборах 17% мотивировали своё решение тем, что не верят в честные выборы, 13% — заявили, что нет достойным кандидатов, 23% — тем, что найдутся дела поважнее. И 47% опрошенных затруднились ответить на вопрос.
Первый мотив можно определить как негативное восприятие выборов вообще. Он соответствует мотивации неучастия в политике потому, что «все равно ничего изменить нельзя».
Второй мотив — «не вижу достойных кандидатов», отражает ситуацию, при которой в органах власти сегодня очень мало молодёжи. И, очевидно, в ближайшее время положение не изменится. К тому же для региона сегодня весьма проблематична сама возможность непосредственного представительства граждан до 30 лет в органах власти и управления, осуществленная через выборы. Состав электората таков, что он почти всегда будет ориентирован на людей с опытом управления.
Третий мотив свидетельствует о полном отсутствие политического интереса, что подтверждается априорным отказом участвовать в выборах в пользу неопределённых дел.
Полученные данные коррелируются с ответами на вопрос «Почему некоторые молодые люди не принимают участия в выборах?». По мнению 19% молодые люди не участвуют в выборах потому что не считают возможным что-то изменить таким образом, ещё столько же (19%) считают выборы скучным и неинтересным делом, 13% опрошенных предположили что это вызвано тем, что процесс выборов представляется им бессмысленным занятием и лишь 16% респондентов предположило, что истинной причиной нежелания участвовать в данном процессе является недостаточная информированность молодёжи.
Таким образом, по мнению респондентов, неучастие молодежи в выборах вызвано субъективными причинами, а не внешними факторами. То есть неучастие в выборах есть результат низкой мотивации, вызванной либо недостатком информации, либо негативным опытом участия в выборах самих опрошенных.
Стремление к построению открытого гражданского общества, формированию механизмов политической и правовой культуры, а также культуры гражданственности — одни из первоочередных проблем для современной России. В таких условиях выборы приобретают особую социальную ценность, поскольку они являются одним из моментов нравственного, политического самоутверждения граждан. Сегодня выборы — это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, и юридически признанная за гражданами, их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и местного самоуправления.
В выборах по-разному участвуют различные группы населения, и на эти группы различным образом воздействуют сами выборы. Участие молодежи в выборах – это важнейшая процедура. Принимая во внимание то, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включаются новые поколения граждан, ведущее место в процессе информационно-правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к участию в избирательных процессах.
Современная молодежь – это политическое будущее России, ведь именно она через 10 – 15 лет будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском социуме. От отношения молодого поколения к выборам и образцов его электорального поведения зависит, превратятся ли выборы в России в инструмент манипуляции населением или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти.