До окончания предвыборной кампании – неделя. Ситуацию оценивают политологи и журналисты
Юрий Мостяев, политолог, историк, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Рязанского государственного университета
Избирательная кампания потихоньку начинает вступать в свою заключительную фазу. Возможно, что кандидаты приберегли свои силы на последний рывок перед голосованием, хотя непохоже. Кампания как стартовала тихо и спокойно, так и продолжает мирно плыть по течению. Большинство следящих за развитием ситуации в регионе подчеркивают, что выборы во многом носят референдумный характер. Определенная интрига заключается в том, кто получит второе место:
В. Федоткин или А. Шерин. Есть и интрига в том, сможет ли получивший деньги на избирательную кампанию приблизиться к третьему месту.
О спокойном характере кампании говорит и малое число жалоб на нарушения, поступивших в Избирательную комиссию Рязанской области (на 30 августа всего около тридцати, из которых к выборам губернатора имеют отношение меньше двадцати, а обоснованными признана только треть). По сравнению с выборами депутатов Рязанской областной Думы, которые прошли в 2015 году, количество жалоб уменьшилось в несколько раз.
Из интересных пиаровских технологий, примененных в ходе избирательной кампании, можно отметить использование фейковых страниц от имени врио губернатора Н. Любимова, к которым он не имеет отношения. «ВКонтакте» были обнаружены два сообщества якобы от его имени: «Любимов Николай Викторович» и «Николай Любимов губернатор – я за новую жизнь». Внимание привлек и визит В.В. Путина, который продемонстрировал и региональной элите, и простым избирателям поддержку со стороны Президента, сохраняющего высокий уровень доверия со стороны россиян.
Также внимание привлек непрофессионализм расклейщиков агитационных материалов и лозунги кандидатов. Например, призыв В. Федоткина, продекларировавшего весьма неплохие доходы за прошлый год, голосовать за товарищей, наверное, имея в виду менее удачливых своих конкурентов в борьбе за губернаторский пост. Весьма благородно. Интересен и призыв кандидата от ЛДПР «Рязань! Вперед!» на фоне левитирующего А.Шерина. Хотелось бы поучиться.
Такая кампания, скорее всего, особо не привлечет внимание избирателей, явка которых прогнозируется ниже, чем на выборах губернатора в 2012 году с учетом других сроков выборов.
Но, может быть, спокойная избирательная кампания – не так уж и плохо для региона?
Антон Сумин, директор ИА «Малая родина», специалист по медийным технологиям:
– На мой взгляд, итоги губернаторских выборов-2017 в нашем регионе вполне прогнозируемы. И здесь самым весомым аргументом, совершенно очевидно, выступает «фактор Президента». Электоральный индекс Президента во всех слоях общества высок, поэтому утвержденная им кандидатура не встретит противоречия как среди широких слоев населения, так и среди – что очень важно – региональных элит. Мы видим, что выборная кампания проходит очень спокойно.
Уникальный случай за 15 лет – сейчас идут самые напряженные завершающие дни, а мы все не наблюдаем всплеска наружной агитации. Все по минимуму: есть пикеты с раздачей партийных газет, кое-где билборды и листовки. «Скромность в АПМ» – главный тренд текущего сезона.
Другой тренд – практически полное отсутствие черного пиара. Такие масштабы, какие были в ходе знаменитых «шпаковских выборов», похоже, остались в прошлом. У меня в рабочем кабинете есть небольшой «Музей политических технологий» – коллекция предвыборной печатной продукции разных лет, которую дарят мне коллеги, работающие на разных выборах, там имеется «секция черного пиара», и, похоже, текущие выборы не смогут пополнить это собрание ни единым коллекционным экземпляром. Наверное, оно и к лучшему.
Александр Семенов, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и истории РязГМУ, член Общественной палаты Рязанской области
Если оценивать текущий агитационный период кампании, то можно сказать, что он проходит достаточно стандартно, без каких-либо неожиданных ходов и сюрпризов. Кандидаты используют традиционные средства агитации: наружная реклама, пикеты, встречи с избирателями, реклама в СМИ. В принципе, это характерно для кампаний рефрендумного типа: победитель понятен, а между кандидатами от других партий идет нишевая конкуренция, то есть в первую очередь необходимо удержать свою партийную нишу, свой ядерный электорат.
По активности агитации, на мой взгляд, выделяются Н. Любимов (Единая Россия), А. Шерин (ЛДПР), С. Пупков (Справедливая Россия), а В.Федоткин (КПРФ) и А. Перехватова (Партия роста) пока прилагают меньше агитационных усилий.
Можно выделить тот факт, что в отличие от других регионов, где проходят губернаторские выборы, в Рязанской области на дебаты приходят все кандидаты, в том числе врио губернатора Н. Любимов.
В то же время, как показывает опыт прошлых лет, можно ожидать всплеска агитационной активности именно в первую декаду сентября, непосредственно перед единым днем голосования.
Источник: «Рязанские ведомости» № 156 (5443) от 01 сентября 2017 года