Молодость – это та субстанция, которая заставляет двигаться все механизмы, амбиции, подкреплённые серым веществом, дающие мощный толчок к великим открытиям. Дерзость и смелость, ломающие все стереотипы и ведущие к началу нового пути, и в конечном итоге, тот паровоз, который влетает из одной эпохи в другую, переворачивая мышление, образ жизни, смещая старый строй, в вдогонку времени.
Если сузить понятия до политических канонов — молодые избиратели являются потенциальным фундаментом в развитии каждого государства.
К сожалению, молодёжь в возрасте восемнадцати лет достаточно аполитична и как ни страшно говорить, слабо информирована в области избирательного процесса. Почему? Ответ достаточно размыт: нет чёткого понимания проблемы такой пассивности, хотя в своей статье мы попытались исследовать причины этой проблемы.
Чтобы приобрести способность самостоятельно принимать политические решения необходимы политические знания, положительное отношение к политике, понимание её важной роли в жизни общества, а также готовность участвовать в политической деятельности в качестве либо активного политика, либо избирателя. Этому надо учиться.
Не секрет, что активность молодёжи в решении насущных социально-политических проблем остается очень низкой. Молодые люди пассивны, причин тому много. Среди них, как кажется, это и незнание молодёжью своих конституционных прав, также существует проблема правовой (юридической) неграмотности молодых избирателей о тех правах, которые им предоставляет законодательство для участия в выборах.
Нужно убедить молодежь, что их участие в выполнении важных государственных дел (таких, как выборы, и в первую очередь выборы органов местного самоуправления) даст свои положительные результаты, их голос будет услышан, если они этого захотят.
У нас становится все больше образованных, ответственных, политически грамотных молодых людей, способных менять жизнь к лучшему. Немалую роль в готовности молодежи участвовать в политической деятельности играет системная, а не эпизодическая, деятельность избирательных комиссий.
В наше время трудно себе представить политическую сферу в жизни общества без предвыборной агитации. В России она стала неотъемлемым атрибутом избирательных кампаний всех уровней, являясь подчас решающим аргументом в победе того или иного кандидата или партии. Но такой немаловажный вопрос — как нужно учить быть избирателем с детства, остается пока недостаточно изученным. И в результате мы часто имеем молодежь, не готовую самостоятельно думать, не умеющую делать выбор и быть ответственным за него. Ведь в детстве этих юношей и девушек не научили рассчитывать на свои силы, отстаивать свои права, занимать активную гражданскую позицию. У них не сформировалась соответствующая система ценностей. Проблема выбора проходит через всю жизнь человека. И чем раньше он это осознает, чем раньше научится выбирать, тем более полновластным хозяином своей жизни он может стать.
В целях развития демократии, повышения правовой, прежде всего, электоральной культуры молодежи, повышения уровня информированности молодых избирателей о выборах, создания условий для осознанного участия в голосовании, формирования у молодых людей гражданской ответственности, повышения интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов, утверждена Программа проведения ежегодного Рязанского областного фестиваля учащихся «НАШИ ВЫБОРЫ – НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ», организаторами которого выступают Избирательная комиссия Рязанской области и научно-исследовательская лаборатория гражданско-правового образования Рязанского института развития образования.
Фестиваль помогает молодёжи сформировать осознанную гражданскую позицию и обрести уверенность в том, что от их решения зависит дальнейшее будущее нашего района и страны. В рамках Фестиваля будущие избиратели (от 14 до 18 лет) самостоятельно разрабатывают специальные программы с целью подготовки сверстников к осознанному участию в избирательном процессе, заинтересованности в возможной будущей политической карьере.
Интересной формой привлечения молодежи к участию к выборам является внедрение голосования с помощью мобильной связи – SMS-голосование. В настоящее время эта система апробируется не только в России, данный опыт имеется уже не менее чем в полусотне стран. Но даже после полной технической готовности перейти на эту систему ·голосования повсеместно можно будет, только приняв соответствующий закон.
В последнее время особый интерес среди молодежной аудитории вызывает деятельность молодежных представительных органов. И это не случайно, ведь молодежные парламенты это — площадка для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью.
Положительная практика совместной работы Избирательной комиссии Рязанской области и молодежных представительных органов позволяет создавать базовые площадки для обучения молодежных парламентских структур в области избирательного права и процесса.
Студенты ОГБОУ СПО «РТК» предлагают создать Клуб молодого избирателя «Мы выбираем сами» при Молодежном Парламенте Рязанской области. В рамках работы этого клуба территориальные избирательные комиссии должны проводить обучение членов молодежного парламента с последующим зачислением в кадровый резерв избирательных комиссий.
Представители Молодежного парламента должны организовать акцию – информирование населения о Дне молодого избирателя, распространять информационные буклеты. Молодежный парламент в День молодого избирателя должен принять решение о проведении мероприятий, разных по своей форме: информационных часов, «круглых столов», интеллектуальных и обучающих игр во всех средних и высших профессиональных учебных заведениях города, а также в студенческих общежитиях.
Также студенты ОГБОУ СПО «РТК» предлагают на базе детских лагерей создать Летнюю деревню «РЯЗАНЬ ГОЛОСУЕТ!», жителями которой будут молодые лидеры с территории Рязанской области, а также представители других регионов Российской Федерации. Активное участие в ее работе должна осуществлять Избирательная комиссия Рязанской области. Для участников предлагаются проведение обучающих ролевых игр, моделирующие процесс подготовки и проведения голосования. Кроме этого, в течение всей смены должна работать школа молодого избирателя, в которой молодежь получила бы необходимые знания по вопросам избирательного права и избирательного процесса на основе привлечения ведущих теоретиков и практиков в данной области.
Практика взаимодействия Избирательной комиссии Рязанской области с молодежными представительными органами в этом ключе покажет, что польза от формирования молодежных парламентов велика: во-первых, формируется политически активная часть молодых избирателей, возрастает профессиональный уровень будущих политиков, госслужащих. Во-вторых, ребята получают ценный опыт общественной работы, знакомятся с деятельностью органов власти и местного самоуправления, в ряде случаев участвуют в их работе.
Если всё вышеизложенное будет иметь практическое внедрение, время «серой» молодёжи пройдёт, его место займёт огромный фланг грамотных, политически подкованных молодых избирателей.
Семёнова Оксана Сергеевна,
Преподаватель ОГБОУ СПО «РТК»