Данная работа посвящена исследованию истории зарождения и развития парламентаризма в Европе с целью ознакомления с деятельностью, занимающей особое место в демократическом правовом государстве и базирующейся на принципе разделения властей. Несомненным достоинством работы является использование международных нормативно-правовых документов.
Роман Хоменко
Что же такое «парламентаризм»? Парламентаризм – это система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, для которых характерно четкое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента. В условиях парламентаризма правительство образуется и контролируется парламентами. При этом парламент фактически независим от правительства.
Критерием наличия института парламентаризма в политической системе того или иного общества можно считать наличие у парламента статуса и полномочий высшего представительного и законодательного органа. Классическим образцом парламентской системы является Великобритания. Верховенство английского парламента в системе разделения властей предполагает:
— верховенство законодательства;
— право утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги;
— коллективную ответственность правительства перед парламентом;
— право утверждать судей;
— отсутствие других подобных конкурирующих властей.
В действительности парламентаризм представляет собой сложнейшее явление общественно-политической жизни, а также является одним из фундаментальных понятий политологии.1
Структура законодательных собраний в различных странах различна. На эту особенность влияет исторический фактор. К примеру, в средние века сословно-представительные учреждения Западной Европы включали в себя представителей духовенства, дворянства и «третьего сословия». Трехпалатная структура парламента функционировала во Франции (духовенство, дворянство, горожане), в большинстве княжеств западной части Германии, в Нидерландах, в королевствах Пиренейского полуострова. В свою очередь высший орган окружного управления Швабского имперского округа (преимущественно территории современной федеральной земли Баден-Вюртемберг в Германии и региона Эльзас во Франции) состоял из пяти «скамей» — духовных князей (епископов), светских князей (князей, герцогов, маркграфов и ландграфов), прелатов (аббатов, пробстов, глав командорств и т.д.), имперских графов и имперских городов. Каждая «скамья» в свою очередь подразделялась на две курии: католическую и протестантскую. Двухпалатная система (бикамерализм) впервые появился в середине XIV в. в Великобритании. В Англии лорды стали заседать отдельно от представителей графств и городов, что и привело к возникновению двухпалатной структуры британского парламента. Консервативно мыслящая верхняя палата обеспечивала защиту традиций, а нижняя палата была более демократичной, что в целом обеспечивало баланс интересов и компромисс между ведущими социальными группами средневековья. В современном мире парламентские учреждения, как правило, состоят из одной или двух палат.2
На фоне перехода к империализму в конце XIX — начале XX в произошли большие изменения и в буржуазной надстройке и в социальных отношениях В капиталистических странах окончательно складывается Демократические но-правовая буржуазное государство Главными признаками ее были конституционно-правовая регламентация государственного строя и политического режима; конституционная защита прав и свобод личности в ее взаимодействии с государством; парламентская система, система буржуазных партий; сильный аппарат государственной властей.
Одной из характерных черт развития избирательного права в эпоху перехода от капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму было сохранение ценза оседлости. Объясняют это тем, что ценз с оседлости соответствует исторически обусловленным взглядам на избирательный округ как на территориальную корпорацию, население которой является определенным сообществом с едиными интересами социально-экономического и культурного развития. Вместе с демократизацией права в условиях монополистического капитализма формировалась та или иная избирательная система, соответствующая этим условиям, а также с характером партийной системы Известны две разновидности же их избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
Избирательные системы, в основу которых положен принцип большинства, называются мажоритарным. Исторически именно они были введены. Прежде в таких системах избранными считаются кандидаты, которые в своих округах получили большинство голосов.3
Другой разновидностью избирательных систем является пропорциональная. Принципиальная ее отличие от мажоритарной проявляется в том, что она основывается не на принципах большинства, а на принципах прямого соответствия числа завоеванных партией мандатов, количества полученных ею на выборах голосов. Не вызывает сомнения, что пропорциональные избирательные системы в целом больше соответствуют самой сути представительства. С середины XIX пропорциональная избирательная система начала использоваться во Франции, Бельгии, Дании, Швейцарии и других странах Европы и Азии
Итак, становление и развитие буржуазного парламентаризма, этого сложного политико-юридического и идеологического комплекса, подчинено конкретной системе объективных закономерностей.
Важнейшая из них — органическая зависимость эволюции буржуазного парламентаризма от процессов генезиса и утверждения, расширение и укрепление экономической базы, социально-политической структуры капиталистического строя. Внешнее выражение буржуазного парламентаризма в конечном итоге обусловлено динамикой производственных отношений и сформированными на их основе межклассовых и внутриклассовыми взаимодействиями.
Социально-экономические и политические факторы — главные, решающие условия развития парламентаризма.4 Вместе с тем следует иметь в виду, что сами эти факторы выступают и существуют в конкретно-историческом проявлении, они, безусловно, несут на себе отпечаток национальных и других особенностей, отличая прошлое от современного каждой страны Кроме того, наряду с указанными первичными факторами на характер парламентаризму активно события гражданской истории, специфические социокультурные традиции страны, сложившиеся в ней нормы политического общения, правовые взгляды.
Отсюда следует сделать вывод, что развитие парламентаризма было обусловлено самим социально-экономическим фактором Европы. Как общемировой феномен, парламентаризм имеет довольно богатую, насыщенную событиями историю. Вместе с тем в современном мире потенциал парламентской демократии остается высоким, и в поиске ответов на вызовы современности он способен сыграть важную роль.
1 Алеманн У. фон. Парламентаризм / Политология. Вып. 3. М., 1993.
2 Дюги Л. Конституционное право. М., 1908.
3 Котляревский С. Сущность парламентаризма // Новое время. 1994. № 14.
4 Конституционный вестник. — 1994. — № 1.- С. 119-122.