В 17 из 35 муниципальных образований Забайкальского края действующие главы администраций назначены на должность по контракту. Такой способ формирования местной власти получает все большее распространение в России, а наш регион признан одним из лидеров в этом процессе.
Пресс-служба Законодательного Собрания Забайкальского края
Забайкальский рабочий (Чита), 31.08.2010
О практике формирования и проблемах функционирования органов местного самоуправления шла речь на межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в Улан-Удэ 19-21 августа по инициативе ассоциации "Сибирское соглашение". Забайкальский край на конференции представляли заместитель председателя Законодательного Собрания Виктор Дибирдеев и заместитель начальника отдела по вопросам местного самоуправления Администрации губернатора Нина Григорьева.
В 131-м федеральном законе предусмотрена многовариантность формирования органов местного самоуправления. Глава муниципального образования, например, может быть избран из состава представительного органа, при одновременном исполнении полномочий его председателя. Глава администрации муниципалитета в этом случае назначается на должность по контракту, согласно результатам конкурсного отбора.
— Такой способ формирования местной власти получает в стране все большее распространение и уже доказал свою жизнеспособность, — констатирует вице-спикер регионального парламента Виктор Дибирдеев.
— По данным Минрегионразвития РФ, более трети муниципальных образований районного и городского уровней ввели у себя должность сити-менеджера, и количество таких управленцев с каждым годом возрастает.
В Забайкальском крае первый сити-менеджер появился еще в 1998 году, когда на контрактной основе был назначен глава администрации Приаргунского района.
Сейчас такие управляющие работают в 16 муниципальных районах и в одном городском округе.
— Преимущество этой модели, по сравнению с выборной, в ее очевидной эффективности, — считает Виктор Измайлович. — Работа наемных сити-менеджеров оценивается по таким показателям, как объем привлеченных инвестиций, количество открытых рабочих мест, развитие малого бизнеса и т.д. Специалист, с которым заключается муниципальный контракт, имеет соответствующее образование, опыт и стаж работы и, как правило, хорошо разбирается в управленческих вопросах. В случае избрания на должность главы администрации — и тому есть немало примеров — уровень подготовленности людей зачастую оставляет желать много лучшего.
Преимущество сити-менеджмента вице-спикер видит также в экономии бюджетных средств за счет непроведения выборов и прозрачности процедуры конкурсного отбора. "Контрактная основа обеспечивает более широкий и равный доступ граждан к замещению должности. При этом критериями отбора являются деловые качества, практические умения и навыки, а не только, скажем, политическая известность, которая далеко не всегда зависит от реальных управленческих способностей". Этот аргумент немаловажен с позиций борьбы с коррупцией.
Равно, как и тот факт, что на главу администрации распространяются все запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством для муниципальных служащих.
Что касается дальнейших перспектив сити-менеджмента, то, по мнению Виктора Измайловича, процесс это длительный, требующий изменения правовой базы муниципалитетов. В ближайшее время необходимые поправки в местные уставы внесут пять муниципальных образований края. По сравнению с другими регионами СибФО, в Забайкальском крае переход на контрактный вариант формирования местной власти идет более активно. Сити-менеджеры у нас есть уже почти в половине муниципалитетов, в то время как в большинстве сибирских регионов эта планка едва превышает 5 процентов.
Кроме обмена опытом, забайкальцы внесли в проект решения межрегиональной конференции два практических предложения. Первое заключается в том, чтобы кандидаты на должность главы администрации, состоящие в кадровом резерве, были освобождены от первого этапа конкурсных процедур. Второе предложение оговаривает необходимость законодательного закрепления права участия в работе конкурсной комиссии одной трети представителей районной администрации. По мнению вице-спикера краевого парламента, это позволит не только более качественно проводить отбор кандидатов и повысить уровень юридической поддержки, но и улучшит связь с районами.
Будут ли предложения забайкальцев отражены в 131-м федеральном законе — покажет время. Участники межрегиональной конференции, представлявшие 14 регионов России, поддержали инициативу.