Понятие избирательной системы в науке является достаточно дискуссионным. Однако, обобщив наиболее распространённые точки зрения, можно указать, что понятие избирательная система трактуется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве.
В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права. В узком смысле избирательная система – это способ определения результатов выборов и избранных кандидатов. С точки зрения «узкого» смысла понятия «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных систем – мажоритарную и пропорциональную, которые будут подробнее рассмотрены ниже. Также часто говорится о смешанном характере избирательной системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов в один и тот же орган публичной власти применяются обе основные избирательные системы – и мажоритарная, и пропорциональная.
Мажоритарная система – (англ. majority — большинство) – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям. Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).
Мажоритарная система также разделяется на системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются дополнительные условия признания выборов состоявшимися).
Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший более половины (50%+1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»). В нём участвуют два кандидат набравших наибольшее число голосов в первом туре. По такой системе избирается Президент Российской Федерации.
Система квалифицированного большинства – предполагает, что избранным считается кандидат, набравший указанное количество голосов избирателей (1/3, 2/3 от численности избирателей). Применяется достаточно редко (например, на парламентских выборах в Чили).
Мажоритарная система имеет вышеуказанные достоинства, а также незаменима при избрании выборных должностных лиц – президентов, глав местного самоуправления и т.д. Однако она обладает определёнными недостатками «технического» характера и не всегда позволяет достоверно и справедливо отражать волеизъявление избирателей.
В нашей стране в 90-е гг. XX в. мажоритарная система отчётливо преобладала. Однако с начала 2000-х гг. начался постепенный переход к расширению использования пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы публичной власти.
Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.
Мировой практике известно множество вариаций пропорциональных избирательных систем. Так, например, в целях создания дееспособных партийных фракций в представительных органах и предотвращения дробления депутатских мандатов устанавливается заградительный барьер. Он представляет собой процент голосов избирателей, который необходимо получить списку кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Если список не набирает этот процент, то он, как правило, не получает мест в представительном органе.
Также существует разновидность пропорциональной системы с открытыми списками, при которой избиратель голосует не только за список кандидатов в целом, но и за конкретных кандидатов внутри списка (т.е. получение кандидатом депутатского мандата зависит не только от воли партии, поставившей его на соответствующее место в списке).
В частности, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации.
Политическая партия вправе определить региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона.
Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ применяется модифицированная пропорциональная система с открытыми списками, поскольку избрание кандидатов, включённых в региональную группу, зависит не только от числа голосов, поданных за список по стране в целом, но и числа голосов избирателей, поданных за список в конкретном регионе.
В состязательных партийных системах доминирующее значение на конфигурацию партийной системы оказывает тип электоральной системы. Как отмечалось выше, различают две основные разновидности электоральных систем: мажоритарную (систему большинства) и пропорциональную (систему представительства).
Каждая из электоральных систем обладает своими особенностями, которые нашли отражение в так называемом законе Дюверже. Французский политолог Морис Дюверже в своей работе «Политические партии» выделил и обосновал эти особенности влияния электоральных систем на конфигурацию партийной системы.
По мнению Дюверже, мажоритарная система с голосованием в одномандатном округе в один тур (система относительного большинства) приводит к формированию мажоритарной партийной системы. «Мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму партий. … Обнаруживается почти полное совпадение между мажоритарным голосованием и двухпартийностью». При голосовании по одномандатным округам представительство мелких партий, получивших меньшинство голосов, крайне невелико или вообще отсутствует. Это лишает политических деятелей стимулов для создания мелких партий, что и приводит в итоге к двухпартийности.
Пропорциональные электоральные системы и мажоритарные системы с двумя турами выборов (система абсолютного большинства) приводят к образованию многопартийной системы. Мажоритарное голосование в два тура и система пропорционального представительства приводят к многопартийности. … Механизм её достаточно прост: при этой системе различие близких партий не мешает их совместному представительству».[1]
Таким образом, в современных демократиях избирательный процесс и избирательная система, принятая в конкретной демократии предопределяет тип партийной системы и тем самым обеспечивают систему народного представительства и модель демократии. Всё это приводит нас к необходимости рассматривать конфигурации партийной системы в неразрывной связи с электоральными циклами.