Молодежь занимает важное место в социальной структуре общества. Политические процессы не стоят на месте и нуждаются в обновлении и свежих взглядах. Наличие молодёжи во власти – неотъемлемый фактор устойчивого развития государства. К сожалению, на избирательных участках по-прежнему правят бал избиратели преклонного возраста. Другая часть населения, которая весьма активна в Интернете, предпочитает по большей части обходить избирательные участки стороной и заниматься своими делами. Выборы проходят в отсутствие повестки и интриги и, как следствие, при низкой явке. Прошедшие выборы в Государственную Думу не стали исключением. Ситуация могла бы кардинально измениться, если бы у россиян появилась возможность онлайн-голосования, но этого вряд ли можно ожидать в ближайшие годы. Но роль цифровых технологий в избирательном процессе неуклонно растет, на глазах меняется вся архитектура политических технологий.
Избирательные комиссии всех уровней пытаются найти новые формы информирования избирателей и прежде всего обратной связи с молодежным сегментом. Стоит задача доступно рассказать и показать имеющиеся в каждом из них возможности реализации себя на политическом поприще. В связи с чем, уже более двух лет реализуется Молодежная электоральная концепция, утвержденной постановлением ЦИК России от 12 марта 2014 года № 221/1429-6. Одним из ее ключевых направлений, является создание молодежных избирательных комиссий (МИК), которые формируются при избирательных комиссиях с целью создания резерва кадров избирательной системы и оказания помощи организаторам выборов при проведении мероприятий по повышению правовой и политической культуры молодых и будущих избирателей. И если избирательные комиссии и региональные отделении партий отнесутся к работе МИК не формально, то вполне вероятно, что и первые и вторые смогут в обозримом будущем получить определенные дивиденды от совместной с ними работы.
А пока в Рязанской области завершился процесс формирования МИК. Все 32 территориальные избирательные комиссии приняли соответствующие постановления и утвердили составы МИК. Всего по области в МИК вошли 184 человека, из которых 57 юношей и 127 девушек. В возрасте от 14 до 17 лет – 45 человек, от 18 до 24 лет – 81 человек и старше 25 лет – 58 человек. По роду деятельности среди членов МИК: 55 учащихся общеобразовательных школ и колледжей, 33 студента, 40 муниципальных служащих, 55 человек занятых в различных отраслях народного хозяйства и 1 временно не работающий. Более половины членов МИК – 99 человек – были выдвинуты собраниями по месту учебы или работы; 45 человек – местными отделениями политических партий, остальные представляют различные молодежные организации.
Молодежные избирательные комиссии, созданные в каждом районе, работают в настоящее время как постоянно действующий совещательный и консультативный орган при соответствующих территориальных избирательных комиссиях. МИК поставили перед собой цель организации и проведения мероприятий по выборам органов ученического самоуправления, а также оказания содействия избирательным комиссиям в деятельности, направленной на повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Избирательная комиссия Рязанской области разработала дорожную карту по работе и обучению членов МИК. Уже прошел ряд вебинаров по обсуждению основных направлений их деятельности — работа по повышению электоральной активности молодежи, созданию органов ученического самоуправления. В том числе были рассмотрены вопросы электоральной этики в сети интернет, вопросы создания групп в социальных сетях и использования их потенциала в политической сфере. Была сделана презентация, содержащая пошаговую инструкцию создания групп в социальных сетях, увеличения охвата аудитории и наиболее эффективный контент-план. Действительно, в свете сокращения бюджетов на проведение избирательных кампаний использование digital-инструментов соцсетей и рост их популярности позволит избирательным комиссиям получить дополнительные малобюджетные, но эффективные площадки для общения с избирателями.
Сейчас, как правило, данные инструменты представлены пабликами в соцсетях тех или иных кандидатов или альтернативными городскими группами, где преобладают негативные материалы, призванные опорочить конкурентов и всю избирательную систему в целом. Активного участия, а тем более контроля избирательными комиссиями законности политической агитации субъектов избирательного процесса до сих пор нет. Как уже было отмечено ранее, естественное старение населения и повсеместная интернетизация привели к тому, что основная масса политически активной аудитории переместилась из диапазона воздействия традиционных СМИ в интернет-пространство. Далее игнорировать этот факт нельзя.
В 2016 году со стороны МИК уже была оказана эффективная поддержка популяризации интернет проекта региональной избирательной комиссии «Мои первые выборы» на сайте moiwibori.ru. Недавно каждая МИК, да и сама избирательная комиссия Рязанской области создали группы в популярных соцетях. На сегодняшний день число подписчиков всех этих групп уже более 10000 человек, и оно продолжает расти…
В планах — совместная разработка и размещение информационных видеороликов, баннеров, хэштэгов, мотивирующих постов, картинок в интернете в молодёжном формате и многое другое. Всё это нацелено на повышения доверия молодёжи к избирательной системе.
Наращивание использования в деятельности МИК и других участников избирательного процесса digital-инструментов предсказуемо и закономерно. Ведь технология работы в социальных сетях основана на принципе желания человека почувствовать свою сопричастность к происходящим политическим событиям. Социальные сети дают любому желающему такое чувство сопричастности возможностями обратной связи. Теперь пользователи интернета могут получать информацию удобным для себя способом, задать вопросы и оперативно получить ответ, либо просто делиться своим мнением.
Сегодня и для проведения успешной избирательной кампании digital-инструменты стали не роскошью, а жизненной необходимостью. Сегодня редкий субъект политики не имеет собственного сайта, блога, группы или страницы. Интернет развивается, а вместе с ним появляются новые формы политических коммуникаций. А роль социальных сетей и интернет-технологий в российской политике сегодня настолько актуальна, что начинают работать механизмы государственной цензуры вплоть до возможного запрета использования некоторых аккаунтов. Происходит это еще и потому, что именно соцсети позволяют быстро реагировать на любые события, происходящие в обществе, способствуют мобильной организации массовых политических акций, а также не привязаны к сетке вещания и прочим сдерживающим факторам СМИ.
Сегодня можно констатировать, что ресурс социальных сетей Интернета — новая эффективная ветвь в развитии политических технологий.