ГОСТЬ САЙТА — ВИЗИТКА
Семёнов Александр Викторович — 38 лет, кандидат политических наук, доцент РЗИ (ф) МГУКИ, сфера научных интересов – политическое управление, политическая психология.
Об общероссийском народном фронте…
Перспективы Общероссийского народного фронта, на сегодняшний день, выглядят крайне туманными. С одной стороны, это выглядит, как попытка обеспечить ЕР широкую поддержку и активную расширенную мобилизацию в предвыборный период. Но такой подход даже со стороны неискушенных наблюдателей выглядит как попытка создания иллюзии широкой поддержки, так как те общественные силы, которые сейчас активно входят в Народный фронт и без него активно поддерживали партию власти. Все это приводит к тому, что в массовом сознании попытка создания Народного фронта начинает восприниматься как проявление слабости и неуверенности в своих силах ЕР.
С другой стороны, создание Народного фронта можно рассматривать в рамках официально обозначенной цели – поиск новых идей и людей. Но в предвыборный период, это скорее приведет к росту напряженности внутри ЕР, особенно на региональном уровне. В итоге можно уверенно говорить о том, что после марта — 2012 года Народный фронт тихо сойдет на нет, как и многие другие проекты ЕР, существовавшие до этого. Можно вспомнить и кампанию по «чистке» рядов ЕР от карьеристов, и создание управленческого резерва, и молодежные инициативы в рамках «Молодой гвардии» и многое другое, что фактически умерло, так и не родившись.
О росте протестных настроений…
Действительно в последнее время наблюдается активный рост протестных настроений, в первую очередь, в связи со снижением уровня реальных доходов населения и нарастанием социального неравенства. Но на результатах предстоящих выборов это вряд ли отразиться существенным образом. В связи с тем, что среди политических партий, которые будут участвовать в избирательной кампании, нет ни одной партии, которая бы смогла адекватно отобразить интересы «протестников». Дело в том, что как таковые протестные настроения, которые активизировались в последнее время, находят свое воплощение в радикальных формах национализма, особенно в молодежной среде и ни одна из партий не может говорить на таком «языке», так как он вне правового поля. Есть попытки со стороны ЛДПР поиграть на этом «поле», но вряд ли это обеспечит ЛДПР существенный прирост голосов. Скорее всего, рост протестных настроений может привести к существенному снижению явки на предстоящих выборах.
О перспективах перехода к 2 – 3-х партийной системе…
Создание 2-3-х партийной системы, на сегодняшний день, не является актуальным. Во-первых, пропорциональная избирательная система не способствует этому (закон Дюверже). Во-вторых, в такой многонациональной, многоконфессиональной и территориально различной стране сложно представить себе 2 или 3 партии, которые бы смогли «покрыть» интересы, по крайней мере, относительного большинства электората. В-третьих, сами наши партии, как партии созданные преимущественно «сверху» не способны к активному агрегированию интересов. В-четвертых, последние события показывают стремление к количественному расширению партийного представительства в ГД РФ со стороны Администрации Президента, в частности, приход М. Прохорова в «Правое дело». И, наконец, в-пятых, любые попытки искусственного внедрения 2 или 3-х партийной системы в условиях роста протестных настроений будут лишь приводить к дестабилизации политической системы и усилению стихийных, внеинституциональных форм политической активности населения, а это уже чревато очень серьезными последствиями.