Хотя выборы в законодательные собрания ряда областей и краев России далеко позади, только сейчас наступила пора их осмысления, считают эксперты "ДВ". И они правы. Прошедшие выборы показали удивительную тенденцию — жизнь в стране стала хуже, а за "Единую Россию" проголосовало в совокупности на 7 процентов больше избирателей, чем на мартовских выборах. При этом и другие партии — КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" утверждают, что результаты выборов их вполне устраивают, потому что они получили большее представительство в региональных парламентах, чем имели раньше.
Андрей КНЯЗЕВ, Азат ПРИМОВ
Деловой вторник, 26.10.2010
Оттого, по-видимому, и не слышно из стана системной оппозиции протестов ни против подтасовки выборов, ни против нарушений при подсчете голосов. То ли оппоненты партии власти смирились с существующим положением, то ли делают хорошую мину при плохой игре. Или надеются, что за лояльность к ЕР им дадут возможность попасть в Государственную думу следующего созыва, выборы которой, кстати, могут пройти не в декабре, а уже в октябре будущего года. Об этом говорят депутаты от оппозиционных партий в Государственной думе и независимые политологи.
***
Алексей БАГАРЯКОВ, депутат Государственной думы от фракции КПРФ:
— Итоги прошедших региональных выборов нуждаются в глубоком, детальном анализе для вынесения окончательных оценок, которые пока делать рано. Нарушения были, но менее значительные и не столь явные, чем полгода назад, поэтому мы и не бьем во все колокола. Но это не значит, что мы, как китайские болванчики, будем кивать головами и говорить: никаких нарушений нет, все хорошо. На самом деле результаты нас далеко не везде и не во всем удовлетворяют. Но в ситуации, когда партия власти контролирует все и вся, результаты выборов можно с натяжкой назвать честными. Во всяком случае откровенного беспредела не было.
***
Геннадий ГУДКОВ, лидер общественного движения "Вперед, Россия", депутат ГД от фракции "Справедливая Россия":
— Есть отдельные депутаты от оппозиционных фракций, которые неудовлетворены ходом и результатами голосования, но общей позиции пока не выработано. Потому что не все выявленные нарушения удалось систематизировать и проанилизировать. А кричать сразу "у нас украли голоса" или "мы набрали меньше, чем могли", — это популизм чистой воды. Нужны реальные, неопровержимые доказательства нарушений, которых на сегодня, повторяю, нет.
***
Максим РОХМИСТРОВ, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме:
— "Стопроцентная явка сделает бесполезными все выборные технологии! " — именно такой вывод сделала фракция по результатам выборов 10 октября. Но ЛДПР не поменяла тактику. Мы готовим целый ряд исков по итогам выборов. Кроме того, не завершены еще те судебные процессы, которые были инициированы партией после мартовских выборов. У "Единой России" такие выборные технологии, что трудно что-либо доказать. Очень сложно получить документы для последующего обжалования допущенных нарушений. Кроме того, те механизмы, которые были применены на октябрьских выборах партией власти, были более изощренными, чем раньше. Сейчас наши специалисты изучают их особенности. Это касается, кстати, не только правящей партии, но и партии "при власти" — "Справедливой России". Она тоже, когда ей это разрешают, использует приемы и методы "Единой России", чтобы улучшить свои показатели.
Из-за нехватки средств мы не в силах обеспечить полноценный контроль за выборами. Ведь наблюдателей необходимо везти из других регионов, где-то селить, кормить.
Много говорят об электронном голосовании, других современных технологиях. Но, по нашему мнению, эффективный контроль за выборами могут обеспечить лишь сами избиратели. Если, предположим, к урнам придет хотя бы 80 процентов, то самые изощренные технологии будут бессильны. Да и картина расклада политических сил кардинально изменится.
***
Георгий БОВТ, политолог, общественный деятель:
— Пассивность системной оппозиции не связана с применением электронного голосования. Просто и КПРФ, и "Справедливая Россия", и ЛДПР окончательно смирились с тем, что от их протестов ровным счетом ничего не изменится. При этом умные, думающие избиратели, поняв, что от оппозиции, официально представленной в парламенте, ничего не зависит, все реже будут голосовать за представителей оппозиции, а значит их число станет уменьшаться пропорционально утрате доверия. Вот и мирятся с несправедливостью, молчат, только бы не потерять представительства своих партий вообще.
***
Владимир РЫЖКОВ, общественный деятель, политолог, радиоведущий:
— С существующим положением вещей так называемая системная оппозиция просто смирилась. Ее не гнобят, как раньше, в том числе во время мартовских выборов этого года, но и особого уважения не проявляют. Как говорил Аркадий Райкин про рыбу: ее ловят — она молчит, ее чистят — она молчит, ей рыбный день сделали — она все равно молчит, только все грустнее смотрит на окружающую действительность.
И потом, использование новых технологий, системы электронного голосования, контроль над которой находится у партии власти, системную оппозицию нейтрализовали. Возможностей такого контроля у нее нет, а значит и нет реальных рычагов влияния на итоги голосования. В общем, оппозиция оказалась загнанной в угол.