На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать глав регионов на срок до 5 лет, а политическим партиям выдвигать кандидатов в губернаторы. Проектом федерального закона предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сказано в нем.
Согласно документу, кандидатов будут выдвигать партии после консультаций с президентом. Проектом также предусмотрена процедура самовыдвижения. Президент сможет увольнять губернаторов в случае выявления фактов коррупции и при наличии неурегулированных конфликтных интересов. Кроме того, губернатор может лишиться доверия главы государства и, как следствие, должности, если суд установит факты неисполнения им своих обязанностей или же нарушений российских законов или законов субъектов. Инициировать отставку губернатора также смогут разочаровавшиеся в нем избиратели. В законопроекте зафиксирована возможность увольнения главы региона через референдум в порядке, установленном в каждом конкретном субъекте федерации. Отдельно в нем оговорено, что уволить нерадивого чиновника можно будет не ранее, чем через год с момента его вступления в должность.
Иные оппозиционные политики уже поспешили заявить, что это победа власти, которую заставили пойти на уступки, прислушаться к требованиям граждан и митингующих на площадях Болотной и Сахарова и конкретно к ним.
Редакция НГК поинтересовалась мнением самого известного в России эксперта в области выборов, политолога, руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики (ФРИП), руководителя аналитического отдела ассоциации в защиту прав избирателей ГОЛОС Александра Кынева по поводу новых инициатив президента. Он считает, что слабые и непопулярные назначенцы мешали Единой России добиваться результатов на местах.
Явные негативные электоральные последствия для партии власти выборов 4 декабря 2011 года и предыдущих региональных выборов, помимо комплекса внешних и внутренних, субъективных и объективных причин, связаны, несомненно, и с негативными последствиями политики в отношении регионов, считает Александр Кынев. Как известно, исторически Единая Россия была альянсом федеральной (Единство) и региональной (Отечество Вся Россия) бюрократии. Сложились голоса сторонников Путина и конкретных губернаторов и административные ресурсы разных уровней, аккумулируя которые, партия власти и стала добиваться сверхрезультатов.
Сюда же можно добавить и рейтинги мэров, и их ресурсы, которые тоже были поставлены на службу Единой России. Федеральный центр сам уничтожил прежние региональные электоральные машины, отменив прямые выборы губернаторов и уволив в 2009-2010 многих политических тяжеловесов, на место которых нередко стали приходить публично неуклюжие и непопулярные руководители. Пытаясь вернуть механизмы обратной связи между губернаторами и населением, федеральный центр стремится, в первую очередь, хоть немного возместить утраченный за минувшие годы электоральный ресурс. Очевидно, что необходимость реформы связана не с митингами, а с итогами выборов; митинги лишь ускорили процесс обнародования этих инициатив.
Предполагается, что Госдума рассмотрит президентский законопроект о выборах губернаторов в ходе весенней сессии. Об этом сообщил спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Жителям Кубани, конечно, интересно знать, как отразится введение данного закона на Краснодарском крае на дальнейшей судьбе губернатора. Наш корреспондент поинтересовался мнением на этот счет директора Краснодарского краевого социологического центра Николая Петропавловского:
Сразу скажу: на ожидаемое переназначение губернатора Краснодарского края введение этого закона не повлияет никак. Срок полномочий у действующего губернатора Александра Ткачева истекает 23 апреля, то есть уже на следующий день по закону у края должен быть или нынешний, или какой-то иной губернатор. Более того, не позднее, чем за 40 дней до этого должны быть начаты консультации с Законодательными собраниями субъектов Федерации о кандидатуре будущего губернатора. А законопроект, если он и будет принят в том виде, в каком предлагает его президент, станет законом не ранее конца мая-июня. Так что будет переназначен Ткачев или нет это будет решение президента, а не избирателей.
Хотя, как я считаю, Александр Ткачев входит в число тех немногих региональных руководителей, которые могут смело идти сейчас на выборы. По сути, губернаторские выборы только укрепят легитимность Ткачева в глазах жителей Кубани. Альтернативы, реального кандидата в губернаторы, способного даже не выиграть, а хотя бы довести дело до второго тура сегодня я не вижу ни среди краевых политиков, ни среди федеральных, ни среди лидеров каких-то муниципальных образований края.
Никакой альтернативы Александру Ткачеву нет. По крайней мере, я такой фигуры не знаю.
Однако мнение социолога унитарного предприятия при администрации края иным вряд ли могло быть. Утверждать, что в крае есть только один политик Ткачев, было бы неверно.
Действующая власть всегда претендует на исключительность, но даже новая история Кубани напоминает, что появление конкурента, нацеленного на победу, дает свои результаты. Вспомним хотя бы Виктора Крохмаля, бывшего заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. Будучи гендиректором Кубаньхлебопродукта на выборах губернатора в 2000 году, он показал неплохой результат. Однако от второго тура выборов отказался, заявив, что своей главной задачей считает содействие выстраиванию президентской вертикали, а потому его ведомство на региональных выборах поддержит кремлевских кандидатов, получив в качестве бонуса место в полпредстве. Сегодня Крохмаль пребывает в политическом небытие и вряд ли способен вернуться в большую политику. Однако на Кубани достаточно политиков с раскрученными именами, финансовым ресурсом и, главное, политическими амбициями, на которых готовы ставить крупные ФПГ, отечественные и зарубежные, имеющие в Краснодарском крае свои интересы.
После выборов в Госдуму не у дел остались экс-депутаты Государственной думы Сергей Шишкарев, Сергей Озеров. В кремлевском шорт-листе значится больше 2 десятков московских политиков с кубанскими корнями, в разное время затерявшихся в московских коридорах власти. Достаточно вспомнить прошедшие выборы главы в Сочи, в которых приняла участие даже прима-балерина Волочкова, чтобы представить, сколько бы соперников нашлось у Ткачева, случись завтра перевыборы.
И забывать об этом не стоит не только самому губернатору, но и его окружению.
Мы сейчас живем в переломное время, считает Александр Кынев, переломное не только для России, для всей цивилизации. Очень сложное и неблагодарное дело сейчас строить какие-то долгосрочные прогнозы. Повестка дня меняется чуть ли не каждый месяц. Будут появляться новые герои, новые персонажи на это всегда надо будет делать поправку. Что же до Краснодарского края, то надо помнить, что это всегда был достаточно специфический регион. Политическая активность тут была цикличной застой, принявший форму так называемой медуновщины, сменился всплеском политической активности, которая в свою очередь сменилась новой медуновщиной как раз то, что мы наблюдаем на Кубани сейчас. Однако новый всплеск нынешней политической активности здесь налицо. Многое зависит от того, как пройдет Олимпиада 2014-го года, но я не исключаю, что политическая ситуация начнет в крае стремительно меняться гораздо раньше.
Александр Кайманов
Новая газета — Кубань (Краснодар), 30.01.2012