Надо знать

Семёнова О.С., Абрамова Т. В. 

Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство о выборах гарантируют равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с реализацией своих прав.

Необходимо отметить, что количество граждан с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации достаточно внушительно – по данным Минздравсоцразвития 9,3% от населения страны. Это существенно ниже, чем в некоторых странах Европы (для сравнения: Финляндия – 32,2%, Великобритания – 27,2%), но вместе с тем условия для реализации своих прав, в том числе и избирательных, у наших инвалидов существенно отличаются от европейских.

Если рассматривать практику реализации активного избирательного права людей с инвалидностью в нашей стране, то, в основном, они реализуют его в день голосования в виде голосования вне помещения для голосования. С одной стороны, эта практика выглядит крайне удобной как для самих инвалидов, так и для деятельности участковых избирательных комиссий. Но с другой стороны, такая практика косвенно поддерживает людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной изоляции. А именно социальная изоляция для такой категории граждан является одной из наиболее актуальных проблем.

При этом необходимо учитывать, что ограничения по здоровью очень различны между собой и требуют совершенно разных подходов. Так для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это возможность самостоятельно прибыть на избирательный участок. А для людей с ограничениями по зрению – это и особый тип бюллетеней со шрифтом Брайля, возможность осознанного выбора на основе доступа к агитационным материалам.

Необходимо отметить, что за последние годы власти крайне активно стали заниматься проблемами людей с инвалидностью. Как пример можно привести долгосрочную целевую программу «Доступная среда», работу ЦИК РФ, избиркомов субъектов РФ по подготовке бюллетеней со шрифтом Брайля и т.д. Bсе это позволяет обеспечить реализацию активного избирательного права для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Но как быть с реализацией пассивного избирательного права таких граждан?

Да, можно привести пример всем известного депутата Государственной Думы РФ О. Смолина, инвалида по зрению, но он как раз и представляет собой  исключение из правил, которое лишь подтверждает правило. Сегодня если посмотреть процедурно вопрос участия в выборах с точки зрения выдвижения кандидатуры человека с инвалидностью, то условия для человека с инвалидностью и без инвалидности совершенно неравные. Взять, например, встречи с потенциальными избирателями. Понятно, что незрячий кандидат или кандидат в инвалидной коляске не сможет пробежаться по подъездам и пообщаться с людьми - физически не сможет, а не потому, что он такой плохой кандидат. И на эту ситуацию государство говорит - ну что, если вы захотели участвовать, тогда будьте на равных. А какое тут равенство? То есть пока в этой ситуации больше вопросов, чем ответов.

Но внушает оптимизм, что над этой проблемой начинает задумываться молодежь. На ставшем уже традиционным, седьмом по счету, областном фестивале молодых избирателей «Наши выборы - наша ответственность» команда нашего колледжа как один из вариантов решения проблем избирателей с инвалидностью предложило создание в Рязанской области молодежного волонтерского движения «Свет».

Основные цели данного движения мы видим в следующем:

-ликвидация правовой и политической безграмотности в области избирательного процесса у молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- разрушение психологических барьеров у молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- и как результат, преодоление ограниченных возможностей у молодежи с инвалидностью при реализации избирательных прав.

Такое волонтерское движение необходимо начинать с обучения основам избирательного права и избирательного процесса самих волонтеров из числа учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений. В свою очередь уже сами волонтеры смогут проводить занятия среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья в специализированных школах, интернатах. Такое движение даст двойной эффект: и как повышение правовой и политической культуры среди молодежи, так и изменение установок у молодежи относительно людей с инвалидностью. Поможет сформировать у них не просто терпимое отношение, но именно равное отношение: да, мы все разные, но права у нас равны.

И в качестве первого шага в этом направлении может стать приглашение на следующий областной фестиваль молодых избирателей «Наши выборы – наша ответственность» команд из специализированных школ и интернатов. 

Дамаева И. А.

Наиболее социально активной частью населения на сегодняшний день является молодежь. Именно она формирует образ будущего, и поэтому  необходимо учитывать роль молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества и ,конечно же, в избирательном процессе.

Избирательная комиссия Рязанской области уделяет большое внимание эффективным формам работы с молодёжью.

 И вот уже седьмой раз  мы говорим фестивалю  «Здравствуй!». И как не хочется говорить ему: «До свидания!»

24 ноября состоялось торжественное открытие седьмого областного фестиваля «Наш выбор – наша ответственность». На него съехались 10 команд из разных районов Рязанской области и г. Рязани:

- ОГБОУ СПО «РМК» Рязанский медицинский колледж , руководитель  Дрожжина Елена Александровна;

 

- ОГБОУ СПО «РГТК» Рязанский технологический колледж, руководители Семенова Оксана Сергеевна и Абрамова Татьяна Викторовна;

 

- ОГБОУ СПО «Рязанский аграрный техникум», руководитель Филатиков Виктор Георгиевич;

 

- МОУ ДОД Кораблинский районный Дом творчества детей, руководитель

Бровкина Любовь Степановна;

 

- ОГБОУ СПО «Рязанский строительный колледж», руководитель Шанаева Людмила Федоровна;

 

- МОУ «Тумская СОШ №3», руководитель Косякова Наталья Сергеевна

 

- МОУ «Милославская СОШ», руководители Кривобокова Нелли Александровна и Скорондаева Наталья Викторов;

 

- МОУ «Михайловская СОШ №1», руководитель Лузгина Наталья Ивановна;

 

- МОУ «Ижевская СОШ», руководитель Варюшкин Дмитрий Александрович.

    От Пронского района принимала участие команда нашей Новомичуринской школы № 3 «ШАГ» (школа активного гражданина).

 

На открытии с приветственным словом выступили почетные гости и друзья фестиваля: Г.М. Муравьева, председатель областной избирательной комиссии, Скобелев С.Б. – секретарь  избирательной комиссии, заместитель министра молодёжной политики физкультуры и спорта Боков Д.А., проректор РИРО Миловзоров,  председатель областного  Молодежного парламента Цветков А.С., ветеран Великой Отечественной войны, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса  Толстов В.С., организаторы фестиваля – Абрамов Ю.И. и Ивонина А.И.

После открытия фестиваля состоялись выступления команд. Были показаны так называемые «Визитки» команд. Все выступления были творческими интересными и пронесли в себе очень важную для нашей молодежи тему «Я б на выборы пошел, пусть меня научат».

В этот же день состоялась пресс-конференция с членами Избирательной комиссии Рязанской области, на которой ребята смогли задать интересующие их вопросы по проведению выборов в области. А завершился день Вечером знакомств. Участникам фестиваля предлагались различные игры и ситуации, в процессе которых они знакомились и узнавали друг друга лучше. Ведь несмотря на основные цели фестиваля, одна из необходимых задач состоит в том, чтобы ребята из разных районов нашей области поделились опытом, нашли новых друзей и продолжили общение в дальнейшем.

Второй день был также насыщен разными событиями. А начался он  с  презентаций  командами  инновационных методов и способов информирования молодежи о выборах «Мы предлагаем…». Ребята предложили множество новых форм – это и флеш-мобы, и метод ситуационного анализа «Почему надо ходить на выборы», и эстафета в социальных сетях, и создание ресурса в сети Интернет «Каждый выбирает…». Все презентации были яркими и неравнодушными. Очень запомнилась презентация строительного колледжа, которую ребята дополнили исполнением песни  в стиле рэп собственно сочинения.

Интерактивное занятие «Выборы и демократия», которое провел преподаватель Ижевской школы Варюшкин Дмитрий Александрович, очень понравилось ребятам. На нем они себя почувствовали настоящими политиками.  Занятие помогло разобраться в тонкостях выборного процесса и осознания термина «демократия». Дмитрий Александрович заинтересовал ребят креативными заданиями по данной теме, которые они выполняли в группах.

А.И. Ивонина провела тренинг по социальному проектированию, где в подробностях рассмотрела все стадии этого процесса и обратила внимание на ошибки, которые обычно допускаются в процессе разработки данных  проектов. Далее у ребят было время для разработки командных  инновационных проектов, связанных с информированием молодежи  и повышением ее явки на выборы.

На следующий день все команды представили очень разные и интересные проекты. Команда Ижевской школы –  ресурс «Каждый выбирает…» на базе школьного  «Электронного кабинета права»,  рязанский технологический колледж – о работе среди молодежи с ограниченными возможностями, Новомичуринская школа № 3 – о городском спортивном марафоне «Гонка за депутатом»,  Рязанский строительный колледж – флешмоб «Все на выборы!». Организаторы фестиваля отметили, что с каждым годом молодежные проекты по инновационным методам агитации и информированности молодежи о выборах, становятся более интересными, значимыми.

На торжественном закрытии фестиваля были подведены его итоги. Все команды были награждены Дипломами, а участники фестиваля – памятными подарками.  Традиционное общее фото на память завершило седьмой областной фестиваль «Наш выбор – наша ответственность». И не хочется говорить ему: «До свидания!».  Но все хорошее когда-нибудь заканчивается…  А жаль…

До новых фестивалей!

 

Варюшкин Д. А.

На VII областном Фестивале  «Наш выбор – наша ответственность» творческий коллектив нашей школы в составе Валерии Кондрашевой (9 класс), Ксении Травниковой (9 класс), Дмитрия Савина (10 класс) и Дарьи Катиной  (11 класс)  представила Конкурсную  работу «Каждый выбирает…».

 Наэлектронном ресурсе  «Электронный Кабинет Права МБОУ Ижевской СОШ им. К.Э. Циолковского» (http://law-21.jimdo.com/)  учащиеся разработали и создали раздел «Каждый выбирает…» как инновационный метод (способ) информирования молодежи о выборах.

Раздел состоит из следующих подразделов:

1.Школа молодого избирателя.

2.Нормативные правовые акты.

3.Из истории парламентаризма в России.

4.Полезные ссылки.

Раздел открывает страница, на которой опубликованы материалы, которые, по мнению разработчиков продукта, мотивируют посетителей, с одной стороны, на знакомство с содержанием раздела, с другой - активное и осознанное участие в голосовании на выборах и (или) референдуме:

•стихотворение Ю. Левитанского, часть первой строки которого избрана в качестве названия раздела;


•ч.2 ст.32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан РФ избирать и быть избранными…, а также участвовать в референдуме;


•плакаты: «Ты - не марионетка!» (А. Суханова, выпускника 2010г.), «Не молчи - проголосуй!» (А. Блиновой, выпускницы 2009г.), «Выборы - сильное оружие» (Д. Ушаковой, выпускницы 2009г.);


•опрос «ВЫБОРы афоризма».


         Участие в опросе «ВЫБОРы афоризма» предполагает выбор респондентами изречения, которое, по их мнению, в наибольшей степени побуждает к участию в голосовании на выборах/ референдуме.

         Подраздел «Школа молодого избирателя» представляет посетителям одноименный электронный обучающий ресурс, размещенный на сайте РЦОИТ при ЦИК России, и содержащий, в частности, презентации и тесты по темам:

1.История избирательного права в России.


2.Избирательное право, избирательные системы, уровни и виды выборов.


3.Избирательные комиссии.


4.Стадии избирательного процесса.


5.Политические партии, многопартийность.


6.Референдум.


         Подраздел «Нормативные правовые акты» бланкетным образом информирует посетителей о составе источников права о выборах и референдумах федерального и регионального уровней, а также об актуальных предложениях по совершенствованию законодательства в сфере реализации избирательных прав граждан.

         Подраздел «Из истории парламентаризма в России» предоставляет любознательным посетителям возможность «перелистать» избранные страницы истории палат Федерального Собрания Российской Федерации - Совета Федерации и Государственной Думы.

         Последний (по порядку, но не по значимости) подраздел содержит ссылки на такие внешние ресурсы, как сайты: ЦИК РФ; Избирательной комиссии Рязанской области; ТИК Спасского района; Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России, Образовательный портал Избирательной комиссии Рязанской области.

         К числу основных достоинств предлагаемого метода (способа) информирования молодежи о выборах, по мнению разработчиков, наряду с инновационным характером, следует отнести также:

1.оптимальный объем (за счет рационального отбора содержания);


2.доступность (понятность) размещенной информации;


3.привлекательность.


Нет сомнения, что данный ресурс будет  востребован, а его создатели и пользователи смогут существенно расширить свои представления об избирательном праве и избирательном процессе.

Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие гражданина Российской Федерации в выборах являются свободными и добровольными.

Еще статьи...

Подкатегории

Страница 2 из 3

JoomShaper