В пояснительной записке к проекту (внесен в Госдуму в пятницу) Андрей Клишас напоминает, что в мае 2013 года был принят закон, запрещающий чиновникам, парламентариям и кандидатам на выборные должности иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, а также "владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Понятие "иностранный финансовый инструмент" в законодательстве "не раскрывается", подчеркивает господин Клишас, что "вызывает множество вопросов" о том, что именно относится к этим инструментам. В связи с этим сенатор считает необходимым установить "единый подход" к определению понятия "иностранный финансовый инструмент". Признавать таковыми он предлагает "иностранные ценные бумаги". В их числе "акции, банковская сберегательная книжка на предъявителя, вексель, депозитный и сберегательный сертификаты, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, приватизационные ценные бумаги". Включить в понятие, по мнению господина Клишаса, нужно и "производные иностранные финансовые инструменты", а именно "соглашение, в результате которого может возникнуть в будущем финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство — у другой", притом что одной из сторон будет иностранный гражданин или организация. Установленный перечь "будет способствовать снятию возможных спорных ситуаций", поясняет сенатор.

Отметим, что проект фактически повторяет поправки, которые в январе предлагал сенатор (ныне — вице-губернатор Челябинской области) Руслан Гаттаров ко второму чтению поправок орловской облдумы к закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Они были отклонены, но собеседники "Ъ" отмечали, что "поправка может быть внесена в качестве отдельного законопроекта".

Коллизий из-за неуточненного понятия пока не возникало, поскольку "закон не так давно вступил в силу", сказал "Ъ" первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия"). "Думаю, что такая детализация будет отнюдь не лишней,— говорит он.— Если законопроект пройдет в Думе первое чтение, то ко второму надо будет консультироваться со специалистами по банковскому делу, финансовым рынкам, с тем чтобы, если это будет необходимо, прописать его еще более детально".

У специалистов законопроект уже сейчас вызывает ряд вопросов. Определение иностранных финансовых инструментов давала еще ФСФР в своем "Положении о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг" от 2007 года (изменения внесены в 2008 году). ФСФР шла в принципе по тому же пути, что и авторы законопроекта, но опиралась на списки Ассоциации национальных нумерующих агентств (ANNA), которая классифицирует большинство выпускаемых в мире ценных бумаг и финансовых инструментов. То есть в мире давно существует достаточно полный перечень финансовых инструментов, на основании которого можно строить любые классификации. Логика классификации ФСФР сводилась к тому, чтобы отделить иностранные ценные бумаги от иностранных финансовых инструментов по признакам наличия у них кодов различных видов. Перечень, предлагаемый авторами законопроекта, не только смешивает эти два понятия, но и выглядит достаточно случайным. Так, банковские сберегательные книжки вообще не являются ценными бумагами, а иностранных приватизационных чеков нет и не было.

Депутат Госдумы справоросс Илья Пономарев, предлагавший в 2012 году вместе с единороссом Сергеем Железняком ужесточить правила декларирования зарубежных счетов и имущества, не видит смысла в поправках. "У меня, точнее у моей супруги, есть квартира в Латвии, и это колоссальная головная боль, не имея счета там, обслуживать эту квартиру. А у некоторых людей по 20-30 объектов, рассыпанных по миру. Я готов спорить на что угодно, что они их обслуживают, имея счета",— говорит депутат. Он уверен, что "здесь нужны не запреты, а жесткие правила декларирования", иначе "люди просто будут лучше прятать".

 

JoomShaper