ГОСДУМА-2016. ШАНСЫ И ТЕХНИКИ

Составители аналитического доклада - агентство «Максимов-консалтинг» в лице члена Правления Российской ассоциации политических консультантов Андрея Максимова, а также политконсультантов Алексея Михайлика и Константина Бакшеева представили свою экспертную оценку возможностей прохождения в Государственную Думу непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе избирательной кампании 2016 года.

 Внутри документа эксперты разделяют политических игроков на 4 условные группы: «Либералы», «Экологисты», «Патриоты» и «Левые патерналисты». А сам анализ возможностей партийцев проводится по ключевым технологическим критериям: начиная от финансовых и организационных ресурсов, заканчивая базовыми территориями, целевыми группами и программным позиционированием.

В финальной части доклада, авторы выдвигают свои предположения о судьбе «непарламентских льготников». В частности, наиболее вероятным они считают сценарий, при котором в следующем составе Госдумы появится одна новая парламентская фракция, а ещё 2-3 «малых партии» преодолеют барьер трёх процентов. При этом наиболее предпочтительные шансы на успех в теории имеют: «Родина», «Зеленые», «Коммунисты России» либо кто-то из лидеров группы «Либералы».

Стоит добавить, что для анализа емкости электоральных ниш и перетекания электората экспертами использовались данные Центризбиркома по итогам выборов в Государственную Думу прошлых лет, а также данные собственных социологических исследований. 

Оценка возможностей прохождения в Государственную Думу непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе избирательной кампании 2016 года.

В данном материале произведена попытка исследования существующего положения и электоральных перспектив на выборы Государственной Думы РФ 2016 г. для непарламентских партий, освобожденных от сбора подписей в ходе данной избирательной кампании.

При проведении анализа, были применены следующие граничные условия:

1. Настоящее состояние и перспективы партий анализировались с учетом преимущественности сохранения их традиционного и текущего позиционирования в политическом и информационном поле.

2. При составлении констатирующей части материала были, по возможности, учтены известные субъективные факторы, относящиеся к личностным позициям и ресурсу лиц, являющихся формальными руководителями и/или лидерами данных партий, а также, при наличии таковых, неформальными руководителями и/или лидерами данных партий.

3. При анализе и прогнозировании возможного перепозиционирования, ребрендинга, существенного изменения принципов организационной деятельности какой-либо из партий применялся приоритет «минимальной затратности» для достижения поставленной цели.

4. Для анализа емкости электоральных ниш и перетекания электората использовались данные Центризбиркома по итогам выборов в Государственную Думу в 1999, 2003, 2007 и 2011 годах, а также данные собственных социологических исследований.

5. Оценка возможностей парламентских партий в предстоящей избирательной кампании не являлась целью данного исследования. Расчет возможностей непарламентских партий, освобождённых от сбора подписей для регистрации, внутри электоральных ниш дается с учетом возможных действий других непарламентских партий, которые будут вынуждены по закону собирать подписи для регистрации своих списков.

 

ГРУППА «ЛИБЕРАЛЫ»

 

Необходимо отметить, что данная группа имеет компактную электоральную нишу и, в результате, борьба ведется, практически за перераспределение примерно 5-7% голосующих избирателей или примерно за 4-6 миллионов голосов. Это люди с достаточно высоким гражданским чувством. Как правило, они приходят голосовать.

Вместе с тем, имеется возможность за счет более четкого позиционирования и качественной агитационной и организаторской деятельности дополнительно мобилизовать до 3-5% избирателей, воздерживающихся последнее время от волеизъявления на федеральных выборах в столичных территориях ввиду отсутствия графы "против всех". Это люди, голосующие не "за", а "против". Они могут проголосовать "против всех", а могут отдать свой голос и самому шумному протестанту против злоупотреблений власти, как это сделали с А.Навальным на выборах мэра Москвы. В данном случае надо отметить, что мобилизационный ресурс Москвы для либералов составляет примерно 800 тысяч голосов, в Московской области - до 350 тысяч, в Санкт-Петербурге - до 660 тысяч, в Екатеринбурге - до 220 тысяч, в Челябинской области - до 160 тысяч, в Ленинградской области - до 120 тысяч, в Ярославской области - до 150 тысяч. 

"Яблоко" 

Шансы на прохождение 5% барьера - Невелики, но есть, если ПАРНАС по какой-то причине не будет участвовать в выборах. А остальным либеральным проектам запретят транслировать мысль "Крым не наш".

Сегмент политического спектра - праволиберальный, центро-либеральный, лево-либеральный, общедемократический, социал-демократический, правозащитный, частично - "зелёный".

Сильные стороны - Достаточно разветвлённая структура, опора на гражданских активистов, работающих по экологической и правозащитной тематике. Непрерывное генерирование тактических смыслов и попытки провоцировать конфликты на муниципальном уровне, что пополняет ряды активистов. Традиционно хорошая проработка федеральных смыслов и высокое качество дизайна АПМ. Высокий уровень владения современными информационными технологиями.

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - Интеллигенция и бюджетники столиц, городов-миллионников, крупных областных центров, наукоградов, эко-активисты, мелкая и средняя буржуазия областных центров, преподаватели ВУЗОВ и общеобразовательных школ, в т.ч. группа «отверженных», клерки головных офисов ресурсодобывающих компаний и офисный планктон в целом, студенчество, правозащитники, сторонники отказа от воссоединения с Крымом, меньшинства. Возможен выход в слой малого бизнеса, самозанятое население.

Програмное позиционирование (Смыслы) - Европейская модель общественного устройства, гуманистические идеалы, постиндустриальное общество, Крым не наш, присоединение РФ к атлантическому блоку, отказ от самостоятельной политики, чиновничество - под контроль демократии, гражданского общества. Прямая выборность мэров и глав муниципальных районов. Свобода слова и независимость СМИ от государства. Небольшие недорогие армия и полиция. Тактически - Перехват антимонопольной повестки в координации с планами ведомства И.Ю. Артемьева. На финише кампании - Борьба с принудительным голосованием внутри групп своих избирателей по схеме: «Говорю, что ЕР - а голосую за «Яблоко».

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Проблема - с примелькавшейся обоймой федеральных лидеров. Проблема - с манерой и фразеологией публичных выступлений, чуждых для массового избирателя вне столиц. Проблема - в поверхностном вхождении в региональную и средовую проблематику, что непростительно перед интеллектуальной публикой. Необходимо обновление и омоложение когорты лидеров с целью перехвата молодежного электората у ПАРНАСА и СР.

Целесообразно введение на первые роли публичного позиционирования харизматического лидера, либо (предпочтительно) группы, позиционируемой как «Национальный Совет Умных» («интеллектуалы», «высоколобые», некий «коллективный Явлинский»). Именно ореол интеллектуализма во многом позволяет данной партии до сих пор пребывать в политическом поле.

 Привлечение к деятельности в качестве функционеров среднего звена и лидеров сетей региональной агитации и пропаганды действующих лиц из региональной академической науки, преподавателей ВУЗов, научно-медицинского сообщества и, через них, преподавательского персонала средних технических учебных заведений. То есть, перехват лидеров этой электоральной группы у СР.

Нужны просто молодые гражданские и студенческие активисты, которых партия будет позиционировать, как новых лидеров. Такие "иваны синчичи".

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Реальный двойник на федеральном уровне - ПАРНАС. С определёнными условиями на позиции соперников внутри электоральной ниши могут выйти "Гражданская платформа" и "Правое дело". В том случае, если информация о сегодняшних лидерах этих объединений не будет широко растиражирована СМИ, либо если они вновь попадут в руки крупного бизнеса. В регионах - главным электоральным двойником и потенциальным электоральным донором партии является "Справедливая Россия". В случае начала реальной избирательной кампании экологическую тему и актив попытаются взять под себя "Зелёные" и "Альянс зелёных".

Работа со СМИ - Есть нишевые федеральные и региональные СМИ, которые транслируют общедемократическую повестку дня и тематические линии. Но за внимание этих СМИ придется бороться с другими либеральными проектами, прежде всего - ПАРНАСОМ. Вне региональным столиц на фоновое взаимодействие со СМИ рассчитывать сложно. Возможно подключение региональных и федеральных информационных порталов, что хорошо накрывает целевую аудиторию и сравнительно недорого, по сравнению с ТВ и печатными СМИ. Есть опыт использование всплывающих рекламных баннеров в основных поисковых системах. Безусловно, будут задействованы и все социальные сети, включая специализированные. Даже вполне эффективное мобильное приложение «Яблока» сейчас требует раскрутки через яркую подачу в более традиционных каналах информации.

В случае принятия установки на работу с целевой группой «научная интеллигенция», возможным и необходимым является задействование ВУЗовских многотиражек, а также специально создаваемых в регионах бесплатных газет, рассчитанных на целевую аудиторию педагогической и медицинской интеллигенции.

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - Есть взаимодействие с определёнными блоками правительства, но на уровне АП партия считается мало договороспособной, в основном из-за ориентации на внешние центры принятия политических решений. На уровне регионов, из-за ориентации на гражданских и эко-активистов, партия рассматривается как главный дестабилизирующий административную вертикаль фактор. Поддержка на уровне чиновников регионального и муниципального уровня маловероятна. В целом, для одномандатника - выдвижение или поддержка партией является "чёрной меткой" для местных чиновников.

Финансовые возможности - Ресурсы позволяют проводить общефедеральную кампанию списка. В силу конфликтности лидеров, вряд ли удастся привлечь более 30 ресурсных одномандатников для округов в столицах и миллионниках, Подмосковье, Ленинградской области, Томской области, Новосибирской области и Карелии.

Владение и модернизация оргресурсов.

Целесообразны частичный ребрендинг и аппаратно-функциональная реструктуризация для достижения максимального результата:

Дополнительное усиление ресурсной основы партии возможно при более существенном привлечении молодых специалистов, окончивших столичные ВУЗы и отправившихся искать работу в провинцию. А также - из «центра субъекта Федерации- в малые города и сельскую местность субъекта». Данные молодые специалисты могут быть задействованы через их бывших учителей, привлекаемых в качестве функционеров партии. Поскольку для получения процентовки по единому округу важен любой голос, имеет смысл весьма жестко дифференцировать территории «массовой» и «качественной» работы. Первая предполагает задействование корпоративных оргструктур (возможно, с опорой на ВУЗы) и СМИ, вторая – сетевую работу, с упором на мобилизацию «истинных интеллектуалов» в окружении... Партии необходимо восстановить связь с молодежью. Для этого нужны лидеры из молодёжных групп прямого действия в стилистике последних европейских выборов. Кроме того, партии необходимо хотя бы в этой кампании попытаться кроме пикетов и мобильных групп фрагментарно использовать ОДД. Теперь важно брать не только среды, но и территории.

Базовые территории массовой работы (где и как) - столицы, миллионники, наукограды, инновационные центры, студенческие центры, портовые города, областные центры.

Возможности - Есть почти гипотетическая возможность создать фракцию в ГД. Однако для этого придется создать и сохранить консенсус между гражданскими активистами - держателями сетей и пикетов - и ресурсными кандидатами-одномандатниками. Кроме того, сместить основной вес кампании из столиц на уровень областных центров. Это не считая того, что ПАРНАС должен отказаться от попытки пройти барьер. Иначе история с СПС повторится, голоса растащат. Если ПАРНАС начнет реальную кампанию, останется только искать точки уязвимости системы, где теоретически можно попытаться провести одномандатников. В партии есть 3-5 человек, которые могут попытаться пойти по одномандатным округам с надеждой на успех. Наиболее вероятен результат, аналогичный прошлому туру, с небольшим превышением 3%. 

 

"Правое дело" 

Шансы на прохождение 5% барьера - нет. 

Сегмент политического спектра - либеральный, демократический. Был момент в 2012 году, когда в качестве официальной идеологии провозглашался национал-патриотизм (при кратковременном пришествии И.Охлобыстина в председатели Высшего Совета партии).

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Организационно, финансово или идеологически бренд никак не усилит кандидатов ввиду утраты собственного содержания.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - По всей видимости, пока проведена стерилизация бренда под возможную продажу целиком либо для использования под выдвижение кандидатов всего политического спектра.

 Программное позиционирование (Смыслы) - нет. 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - реальных публичных лидеров нет. 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Теоретически может работать на либеральном поле, но электоральный вес минимален. 

Работа со СМИ - поддерживается сайт с автоматической подкачкой новостей федеральной политической повестки. С начала октября на сайте началась раскрутка лидеров региональных отделений под будущие выборы. Однако посещаемость сайта минимальна, чисто для своих. 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - в нынешнем виде партия интереса для электоральных маневров не представляет. Возможно выдвижение технических кандидатов для одномандатных округов. 

Финансовые возможности - минимальные. 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - только при выдвижении одномандатников в отдельных округах. 

Базовые территории (где и как) - отсутствуют. 

Возможности - продажа бренда целиком, либо коммерческое выдвижение одномандатников, выдвижение технических кандидатов и дублеров по просьбе администраций. Гипотетическая продажа мест в списке для желающих пару месяцев почувствовать себя почти депутатом и украсить биографию эффектной строчкой.

 "Гражданская платформа" 

Шансы на прохождение 5% барьера - практически отсутствуют. Теоретически возможны - в случае нового прихода в партию кого-либо из олигархов и получения полного карт-бланша на любые действия в информационном пространстве и на электоральном поле. 

Сегмент политического спектра - экономический либерализм, партия капитала и свободы предпринимательства. 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Организационно, финансово или идеологически бренд никак не усилит кандидатов ввиду утраты собственного содержания. 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - столичная либеральная общественность, представители малого бизнеса столицы за счет мобилизационного ресурса уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москва Михаила Вышегородцева, семьи среднего и крупного бизнеса (в случае прихода в руководство кого-либо из олигархов), сетевой планктон, возможен отклик сомневающегося меньшинства татарской диаспоры при правильной нишевой подаче лидера партии Рифата Шайхутдинова.

 Программное позиционирование (Смыслы) - пока отсутствуют.

 Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - пока отсутствуют.

 Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Гражданская сила, Правое дело, Яблоко, ПАРНАС.

 Работа со СМИ – минимальна, с патриотической повесткой в федеральных СМИ заметен член федерального Политсовета, политолог Дмитрий Куликов, но без партийной принадлежности.

 GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - малоинтересен во всех смыслах. Бренд сдут. Для игры на либеральном поле не хватает отвязных фронтменов с правом орать всё, что придёт в голову.

 

Финансовые возможности - пока нет. Возможно появление определённых средств в результате продажи выдвижения для одномандатников и оптимистов-списочников.

 Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - Необходимо начинать практически с нуля.

 Базовые территории (где и как) - реально могут появиться только в ходе продажи выдвижения для одномандатников.

 Возможности - продажа бренда целиком, либо коммерческое выдвижение одномандатников, выдвижение технических кандидатов и дублеров по просьбе администраций. Гипотетическая продажа мест в списке для желающих пару месяцев почувствовать себя почти депутатом и украсить биографию эффектной строчкой.

 

 ПАРНАС

 Шансы на прохождение 5% барьера - За счет внутренних резервов невелики. Но появляются при массированной информационной поддержке в соцсетях и интернет-СМИ со стороны внешних информационно-пропагандистских центров. А также, в случае объединения в списке всей столичной оппозиционной общественности и вбросе в проект достаточного объема финансов. Кроме того, ПАРНАС усилят любые проблемы "Яблока".

 Сегмент политического спектра - либеральный, демократический, право-социал-демократический, правозащитный. Сторонники неограниченных социальными обязательствами манипуляций капиталом. Сторонники отказа от самостоятельной политики в пользу принятия "общечеловеческих ценностей".

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Наличие некоторого набора лидеров, известных в стране и за рубежом. Неограниченный доступ к зарубежным информационным ресурсам. Возможность финансовой подпитки извне и изнутри. Наличие единомышленников в правительстве и некоторых бизнес-структурах.

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - молодежь столиц и городов-миллионников, гламур, селебрити, часть богемы, мелкая и средняя буржуазия столиц, студенчество гуманитарных ВУЗов, офисный планктон, часть самозанятого населения, меньшинства, сторонники отказа от воссоединения с Крымом. Не пристроившаяся в жизни часть демократов первой волны. Олигархи первой волны. В широком смысле в качестве "мяса" могут использоваться любые протестные и оппозиционные группы.

 Программное позиционирование (Смыслы) - Крымненаш, долой государство жуликов и воров. Нужна честная власть. Максимальное развитие демократических институтов и гражданского общества. Забрать присвоенное друзьями Путина и передать это всё в более достойные руки. Против коррупции. В поддержку Украины и опыта Майдана. Ограничить права "ваты" и старпёров. Кто вышел на площадь - тот и власть. Руки прочь от бизнеса. Быдлу слова не давали. Все социальные проблемы решатся просто, если власть перестанет воровать. Кроме того, необходим демонтаж империи личной власти. И империи в целом. На финише кампании - Борьба с принудительным голосованием внутри групп своих избирателей по схеме: «Говорю, что ЕР - а голосую за ПАРНАС

 Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Здесь проблема в скандальности и конфликтности лидеров и активистов. "Звёздам" трудно смириться с необходимостью не блистать ярче всех. В наиболее мощном варианте списка можно вывести на выборы всех не отъехавших в Украину героев Болотной, вроде Яшина, Навального, Собчак, отставников правительства вроде Милова, Касьянова, Кудрина и звёзд московской гламурной тусовки и богемы. В целом, может получиться достаточно мощный по раскрученности список, хотя и не без внутренних противоречий.

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - "Яблоко", в меньшей мере - "Правое дело", "Гражданская платформа", "Гражданская сила", при определённой смене тактики - "Зелёные".

 

Работа со СМИ - регулярно идет в своих сетевых, а также дружественных эфирных и печатных медиа, включая ТК «Дождь» и «Эхо Москвы». Для освещения наиболее значимых информ-поводов подключаются зарубежные СМИ. Основной инструмент мобилизации и мотивации - социальные сети. Хорошо отработана система создания информационных поводов через провоцирование административных структур на силовые акции. В целом, одни из немногих в политической тусовке, кто действительно читал у Джина Шарпа про 198 методов ненасильственных действий. Правда, половина из них у нас не работает, да и времена теперь другие. Но у политактивистов остальных партий нет и этого арсенала для создания информационных поводов.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - Есть определённое взаимопонимание в экономическом блоке правительства и на уровне топ-менеджмента крупных корпораций (включая госкорпорации) и банков. Для силовиков - абсолютно недружественная структура.

 

Финансовые возможности - Ограничены только каналами трансакций. В целом, в ходе кампании возможна высокая концентрация внутренних и внешних финансовых ресурсов. По сути - это боевое крыло олигархов первой волны, стремящихся защитить свою собственность и нанести удар по олигархам второй волны. Кроме того, это основной союзник атлантических структур.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - В той или иной степени немногочисленные активисты и начальные структуры есть повсеместно. Главной проблемой является развертывание их на уровне регионов, без конфликтов за ресурсы между организациями и лидерами. Также необходимо будет некоторое время не вести борьбы внутри структур против тайных и внедрившихся врагов, чтобы не развалить всё уже на старте. Определённую угрозу в плане потери тиражей АПМ могут представлять и сотрудники правоохранительных органов, которые занимаются довольно жёстким прессингом организации, одновременно предоставляя им новые информационные поводы. Хорошим ресурсом ПАРНАСа может стать и применение профессионалов в области политического консалтинга и прежде всего - полевой работы. Пока полевые командиры ПАРНАСа остаются в профессиональном сообществе скорее анекдотическими персонажами, время от времени сообщая в сетях своим адептам об изобретении то одних, то других широко применяющихся полевых технологий.

Одним из наиболее эффективных тактико-стратегических приемов для данной политической партии может стать грамотно рассчитываемая по времени работа по нагнетанию политической напряженности в ходе реальной (по времени) избирательной кампании, с соответствующей медийной поддержкой. В настоящее время, акции одиночного пикетирования и массовые мероприятия производят, скорее ощущение «художественной самодеятельности», а также, мероприятий, направленных на подтверждение получения конкретного финансирования. Вместе с тем, будучи организованными системно, поддержанные информационным сопровождением в СМИ и соцсетях и мобилизационными мероприятиями на финише избирательной кампании, они вполне способны дать эффект протестного взрыва на голосовании (3-6%). Положительным для ведения работы моментом является то, что проблемы с вербовкой лиц, желающих выступить в роли «жертвы режима» сегодня нет. Хотя нового запроса Запада на политических беженцев из России пока не заметно.

При реализации данного сценария, также способна сыграть дополнительную мобилизующую роль административная мобилизация со стороны работодателей потенциального электората данной партии – работников банковских и страховых структур, организаций IT-бизнеса, руководства компаний, занимающихся обслуживанием крупного частного капитала.

 

Базовые территории (где и как) - столицы, Подмосковье, Екатеринбург и Челябинск, Ярославль, административные центры Сибири и ДВ.

 

Возможности - Главная задача - вывести из игры "Яблоко". При условии грамотного ведения кампании и ограничения лидерами своих интересов и аппетитов ради компромисса с соратниками, а также в случае регулярного финансирования в необходимом объеме, можно выйти на ножницы в 3%-7%. При этом, при высокой мобилизации сторонников, до 5 одномандатников смогут пройти по округам в столичных регионах и Екатеринбурге.

 

"Гражданская сила"

 

Шансы на прохождение 5% барьера - практически отсутствуют. Только если в выборах не будут участвовать "Яблоко", ПАРНАС, Гражданская платформа, Правое дело, Зелёные.

 

Сегмент политического спектра - праволиберальный.

 

Сильные стороны - при формировании в основу партии были положены сетевые структуры, которые теоретически можно реанимировать. А это - люди, способные мгновенно включиться в работу с массовым избирателям.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - бизнес, сетевые структуры, молодежь, структуры сетевых продаж, танцовщицы GO-GO. Возможно приращение и танцовщиками GO-GO (шутка).

 

Программное позиционирование (Смыслы) - Надо защищать и поддерживать отечественный бизнес. (Нет ничего оригинального или неожиданного.) Массовому избирателю это не очень интересно.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Сегодняшний владелец партии О.Сидоров - классический "крепкий хозяйственник", и мало интересен для либералов столиц. Для бизнеса в регионах он тоже не представляет интереса. С уходом В.Иноземцева в партии нет ораторов либеральной направленности. Добротно, респектабельно, скучно и пусто.

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - весь либеральный спектр. Но на уровне смыслов и лидеров явный проигрыш "Яблоку" и ПАРНАСУ. Невыход на тезис "Крым не наш" закрывает нишу реальных фанатов Запада. За патриотически настроенных либералов придется конкурировать с "Правым Делом" и "Гражданской платформой".

 

Работа со СМИ - Информационные кампании не ведутся. Есть минимальный опыт кампаний на уровне региона. На партийном сайте наиболее активно работает баннер с курсом валют. Последние новости датированы концом сентября.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - Теоретически могут попытаться использовать бренд для растаскивания либерального электората. Это достаточно проблемно, учитывая нынешнюю практику и состояние партии.

 

Финансовые возможности - централизованные источники финансирования недостаточны для полноценной общефедеральной кампании. По всей видимости, федеральная кампания будет строиться на ресурсах 15-35 одномандатников, которым удастся реализовать выдвижение.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - усиление возможно в случае возвращения к оперативному руководству М.Борщевского и А.Рявкина. В этом случае, возможно будет попытаться снова задействовать остатки сетевых структур А.Рявкина.

 

Базовые территории (где и как?) - Крупных самостоятельных финансово организаций партии не заметно. Теоретически, базовыми регионами могут стать Самарская, Ленинградская области, Ненецкий АО. Собственно, всё зависит от того, сколько выдвижений удастся реализовать людям, реально собирающимся попытаться победить на выборах. В данном случае, именно одномандатники могут стать двигателями федеральной кампании.

 

Возможности - Реализация права на выдвижение для одномандатников без сбора подписей. Торг за 1-2 места для лидеров партии. Места могут пообещать, но сил их взять, скорее всего, не хватит.

 

Базовыми проблемами малых партий группы «Либералы» традиционно являются органическая недоговороспособность лидеров, объективно малый сегмент электорального поля и низкая способность к ведению реальной организационной работы. Не хватает толковых полевых командиров, в результате деньги уходят в ничто. Редким исключением из последнего был цикл федеральной 1999 года и региональных 2004-2006 гг. кампаний СПС, свидетельствующий о том, что при реальном интересе серьезной элитной группы, и при массированном использовании эфирных медиа преодоление 3-5% барьера какой-либо из партий данного блока не является невозможным. . Вместе с тем, в группе «Либералы» явно выделяется превосходство «ПАРНАСа» в медийных каналах информации с протестным уклоном. Остальные участники группы испытывают условный «дефицит внимания» либо из-за отсутствия финансовых ресурсов, либо из-за собственной неряшливости в политическом планировании.

 

ГРУППА "ЭКОЛОГИСТЫ"

 

Нишу между либералами и социал-демократами в мире традиционно занимают надсистемные экологисты и "пиратские партии". У нас эта ниша пока не сформирована. Прежде всего - в результате того, что никто всерьез не занимался до сих пор этим электоральным сегментом.

В то же время, их коллеги на постсоветском пространстве на парламентских выборах в Латвии в 2010 году смогли набрать более 19% голосов. Видимо, иногда оказывается полезным вынести традиционную систему политических координат за скобки и предложить уставшим от "левых" и "правых" политиков избирателям другой выбор.

Правда, в Европе экологисты традиционно выступают в альянсе со своими аграриями и гражданскими демократическими активистами. Возможно, альянс с аграрриями удастся создать и у нас. Электоральная ёмкость сегмента в таком случае без абстинентов составит примерно 5-5,5 миллиона человек. При хорошо проведённой мобилизации этого хватит для прохождения в Госдуму одной партии. Двоим там места мало.

Вторым источником формирования электората "Зелёных" является перехват гражданской активности молодежи. В таком случае они могут рассчитывать на значительный прирост в электоральной нише горожан до 30 лет. То есть - на людей, пока пополняющих нишу либералов, исходя не из симпатии к их идеологии, а в основном из желания присоединиться хоть к какой-то гражданской активности.

Теперь у Российской партии "Зелёных" появился исторический шанс попытаться всерьез прорваться в Госдуму. До сих пор им не удавалось набрать на федеральных выборах более 1 %.

 

Российская экологическая партия "Зеленые"

 

Шансы на прохождение 5% барьера - есть. Но при условии значительной модернизации партийных структур, подключении новых союзников и вывода на сцену новых фронтменов. Кроме того, необходимо будет отобрать экологическую тему на уровне регионов и муниципалитетов у "Яблока" и "Альянса зелёных", и присоединить часть гражданских активистов, пока сотрудничающих с демократической коалицией. Для прохода в "окна возможностей" придется сформировать "дорожную карту" интегрирующих действий, правильно выявить электорально выгодные проблемные зоны и сегменты, с чем у «экологистов» нередко случается путаница.

 

Сегмент политического спектра - экологический, демократический, социал-демократический, либеральный, правозащитный, молодёжный.

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Это единственная партия в данном электоральном сегменте, которая освобождена от сбора подписей. Возможность использовать идеологемы и стереотипы, заложенные в сознание избирателей ещё в годы школьного обучения. Ведь школьное образование у нас деидеологизировано для всех политических направлений, кроме "зелёных". Возможность проводить массовые неполитические акции в рамках тим-билдинга. Наличие методик быстрого формирования актива на новых территориях. Понятность идеологем всем возрастным группам.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - жители мегаполисов, студенты, преподаватели, эко-активисты, гражданские активисты, родители, обеспокоенные будущим детей, владельцы и работники сельхозпредприятий, молодежь до 35 лет, бюджетники крупных промышленных центров с "грязными" производствами, учёные, работники леса, общества защиты животных и т.д..

 

Программное позиционирование (Смыслы) - сохранение природы России и всей планеты, ограничение физического, химического и акустического загрязнения, поддержка сельхозпроизводителей, производящих экологически-чистую продукцию, ограничения на клонирование и генную модернизацию, повсеместное строительство очистных сооружений, рекультивация, раздельный сбор и переработка мусора, максимальные возврат его в переработанном виде в оборот и т.п. Поддержка демократических инициатив жителей против грязных производств. Максимальное развитие демократических институтов и гражданского общества - общедемократическая повестка. Без дискуссий о Крыме. Потому что есть темы поважнее, чем украино-российские отношения. Развитие уплотненной застройки в России, как бы это цинично не звучало, «Зеленым» только в плюс.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Необходим новый набор публичных лидеров с общей трансформацией образа партии в более молодёжный сегмент электората. Необходимо включение в состав лидеров - аграриев, заинтересованных в развитие экологически-чистых отечественных сельхозпроизводств, кого-то из молодых активистов и учёных- экологов, биологов, географов.

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - "Яблоко", Альянс зелёных - народная партия, СР, ПАРНАС. В ходе кампании "Зелёные" смогут разыгрывать в отношении парламентских партий и непарламентской оппозиции тему «чума на оба ваших дома», чем привлечет к себе избирателей, разочарованных в «грязи» традиционных партий.

 

Работа со СМИ - централизованно ведётся только в сетевых ресурсах. Тематические линии отрабатываются ограниченно.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - При умелой раскрутке имеет намного больше шансов ограничить ресурсы роста для "Яблока" и ПАРНАСа, чем ГП или ГС.

 

Финансовые возможности - Пока крайне ограниченные, могут увеличиться в случае объединения партии с аграриями и включение их в число одномандатников.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - главный ресурс расширение структур и электорального роста заключается в создании политического объединения с участием руководителей крупных аграрных структур, заинтересованных в новой природоохранной политике. Ближайший аналог - литовский и латвийский союзы крестьян и зелёных. Кроме того, необходимо непрерывно расширять географию и наращивать массовость различных природозащитных акций в интересах мобилизации и радикализации актива. В принципе, "зелёные" - одна из немногих политических структур, которая в состоянии и может создать собственное волонтёрское движение. Более того, за счет доступности идеологии и харизматичности новых публичных лидеров возможен перехват повестки гражданской активности у либералов. Молодежь всегда с теми, кто борется за добро и лучшее будущее. Понятно, что нынешнее руководство партии сохранит своё влияние и позиции, но для успеха на выборах ему лучше временно уйти в тень.

 

Базовые территории (где и как) - столицы, города-миллионники, промышленные центры, аграрные регионы.

 

Возможности - В состоянии войти в коридор 3%-7% электората. Проход одномандатников ограничен возможностями компромиссов с местными элитами, финансовыми и организационными возможностями кандидатов, отмашкой из федерального центра. Теоретически, если партии не дадут возможности провести трансформацию и электоральную кампанию, можно говорить о возможности прохода в ГД 1-2 лидеров по согласованным одномандатным округам.

 

Главная проблема предстоящей кампании для экологистов - перспектива поиска партией "Зелёных" компромисса с аграриями. Без этого возможность перехода 5% барьера для них останется абстрактной гипотезой.

 

 

 

ГРУППА «ПАТРИОТЫ»

 

В данной группе малых политических партий также высока конкуренция за общий сегмент электората. Как и у патерналистов, их потенциальное электоральное поле частично накладывается на сегменты нынешних четырех парламентских партий. прежде всего ЛДПР и "Единой России". Общую ёмкость сегмента можно оценить примерно в 13-15 млн. избирателей. Однако значительную его часть традиционно контролирует ЛДПР, а некоторую часть - ЕР, использующая инерцию патриотического подъёма в связи с воссоединением с Крымом.

 

"Патриоты России"

 

Шансы на прохождение 5% барьера - минимальны, практически отсутствуют без смены идеологии и перехода к активному участию в политической жизни. Шанс может дать также корректировка самопозиционирования партии.

 

Сегмент политического спектра - региональный патриотизм, федерализм, патернализм, умеренный демократический социализм, коллективизм. Невнятный электоральный двойник "Родины" и СР.

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Организационно, финансово или идеологически бренд практически никак не усилит кандидатов ввиду размытого собственного содержания и отсутствия достаточных финансовых и организационных ресурсов.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - жители национальных республик, жители сел, жители приграничных регионов, военные пенсионеры. Реально, сложно представить себе территориальную либо профессиональную, либо социальную группу, которая бы могла сегодня воспринимать эту партию, как выразителя своих чаяний.

 

Программное позиционирование (Смыслы)- Крайне невнятное повторение идей НПСР. Сейчас партия сотрудничает с ОНФ, что не делает её более понятной избирателям. Патриотизм пока в тренде, но на нем кормятся другие политические силы.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Как правило, лидеры списка партии Г.Семигин и актер С.Маховиков подбирают в список выпавших из обоймы депутатов Госдумы. Ввиду отсутствия каких-либо реальных действий в интересах каких-либо реальных людей партия не формирует свою информационную повестку. Ей просто не с чем позиционировать старых лидеров и презентовать новых. Возможно, в этом сезоне шанс партии могло бы дать включение в список кого-то из раскрученных героев крымских и донецких событий. Во всяком случае, это поставило хоть какой-то акцент в позиционировании, но вывело бы ПР на поле "Родины"..

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Создавалась как альтернатива КПРФ, но реального электорального веса не имеет. Сейчас могла бы оппонировать "Родине".

 

Работа со СМИ - информационных кампаний партия не проводит. Сайт партии информирует о действиях избранных депутатов и руководства партии. Выходит партийная газета. Если всерьез надеяться на прохождения барьера, работу со СМИ придется начинать с нуля.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - есть наработанные связи с рядом региональных администраций и бизнес-структур, что позволяет выдвигать не только технических кандидатов, но и реальных, поддержанных частью ФПГ и регионального чиновничества. На федеральном уровне партия могла бы взять на себя тему углубления федерализма в национальных автономиях, но эта тема - под контролем ЕР. Теоретически, список могут поддержать до определённого уровня в целях снижения электорального веса КПРФ, СР и "Родины", если те снова начнут резкие политические движения.

 

«Патриоты России», по факту, стали сегодня одной из официальных политических партий, являющихся прибежищем части региональных элит (прежде всего, в национальных республиках), которые не являются вошедшими в действующую региональную власть, но и не оказались (в силу веса и/или существующих на территории традиций и «правил игры») «подлежащими зачистке». Это, в регионах, некие «не допущенные, но признаваемые».

 

Есть ощущение, что сегодня и само формальное федеральное руководство данной партии не осознает эту потенциальную выгоду, действуя, во многом, ситуационно и спонтанно. В случае же целенаправленной работы в этом направлении, вполне возможно добиться хотя бы перехода через 3%, что уже выведет партию из разряда аутсайдеров..

 

Финансовые возможности - Без массовой продажи мест в списке денег на полноценную федеральную кампанию не хватит. Но в данном случае открываются возможности по одномандатникам, чего не было на предыдущих федеральных выборах. Теоретически, с учетом относительно успешных региональных и местных избирательных кампаний двух последних циклов, возможно включение в список 20-25 ресурсных одномандатников. По согласованию с местными ФПГ и определёнными административными структурами, это даст списку дополнительные возможности в региональных СМИ.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - По всей видимости, возникнет необходимость в создании мобильных групп и полевых сетей хотя бы на умеренно-дружественных территориях. Кроме того, там же понадобятся сценарные группы, отрабатывающие информационные поводы и тематические линии под кандидатов и целевые электоральные группы.

 

Базовые территории (где и как) - Республики Северного Кавказа, Поволжье, Хакасия, Нечерноземье, Красноярский край, Самарская область. Этого мало для серьезного выступления, поэтому предстоит большой объем переговоров на федеральном и региональном уровне. Но партия показала себя в высшей степени системной.

 

Возможности - максимум -проведение до 10-12 одномандатников на территориях, где есть взаимопонимание с руководством, по согласованию с федералами и ОНФ. Проведение списка в целом через 5% теоретически возможно, но потребует неимоверных усилий, даже в случае полного одобрения на федеральном уровне, открытии всех телеканалов и основных интернет-СМИ. Пока трудно представить себе стечение обстоятельств, при которых это может понадобиться федеральному Центру.

 

 

 

"Родина"

 

Шансы на прохождение 5% барьера - теоретические шансы есть. При консолидации всего ура-патриотического электората и хорошей прокачкой федеральными СМИ. Понятно, что это возможно только в случае полного одобрения со стороны АП. Раскачивать чисто националистическую тему тоже можно с перспективой выхода на 5%. Но результат более вероятен в виде снятия, как и в 2005 на выборах в МГД.

 

Сегмент политического спектра - патриотизм, умеренный национализм, империализм, милитаризм, патернализм.

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Единственная из околонационалистических партий, которая может не собирать подписи. Бренд пока не стерся и имеет собственный хоть и небольшой электоральный вес.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - военные пенсионеры, офицеры, сотрудники предприятий ВПК, активисты националистических организаций, участники парамилитаристских объединений, казаки, граждане РФ, проживающие в других государствах СНГ, диванные армии.

 

Программное позиционирование (Смыслы)- возрождение великой империи путем экспансии, возрождение армии РФ, возрождение ВПК, воспитание национальной гордости и имперских евразийских взглядов. Россия как автономный от США, Европы и Азии центр силы.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Традиционно с брендом ассоциируются Д.Рогозин и С.Глазьев. Без них раскрутиться бренду будет крайне трудно. Однако самостоятельный образ у партии есть.

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Есть электоральные пересечения с ЛДПР и державным крылом ЕР.

 

Работа со СМИ - крайне неорганизованно, без проработки информационных поводов и тематических линий.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - По сути, может быть генератором удержания на среднем уровне затухающего патриотического подъема, может выступать с позиций поддержки групп интересов силовых структур и ОПК. Но реально значительную часть электората "Родина" перехватывает у ЛДПР и ЕР, что не сможет без серьезных политических решений дать ей поддержку административного аппарата. К тому же поведение некоторых военных отставников из аппарата "Родины" на уровне регионов также не вызывает поддержки и понимания у местных элит.

 

Финансовые возможности - пока невелики. Могут быть улучшены за счет реализации коммерческого выдвижения и торговли политической поддержкой бренда.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов)- структуры партии пока в зачаточном состоянии.

 

Базовые территории (где и как) - При выборе ориентации на определённые целевые аудитории базовыми территориями могут стать, например, территории локального расселения военных пенсионеров, города с высокой долей ВПК в промышленности, регионы базирования крупных воинских частей и т.п. Любой вариант развертывания потребует предварительного принятия политических решений и программно-имиджевой трансформации.

 

Возможности - Наиболее вероятен вариант перехода через 3%, но недобор до 5%. При прохождении на собственной экономической базе до 10 ресурсных одномандатников. Менее вероятен переход через 5%. В случае отсутствия политического решения, открывающего СМИ и структуры ВПК и силового блока, можно и остановиться в районе 1% голосов. Многое будет зависеть от социально-экономической ситуации и внешнеполитической конъюктуры.

 

Безусловно, «родимым пятном» и основной проблемой малых политических партий группы «Патриоты» является противоречие между необходимостью вести агитационно-пропагандистскую работу на критике конкретных решений действующей власти и нежелание подвергать действующую власть критике в связи с принятием её как основополагающего фактора государственной стабильности (что для политических деятелей-лидеров данных партий и значимой части функционеров и электората является базовой ценностью).

 

Несколько предпочтительнее в этом плане выглядит потенциальная(!) ниша партии «Патриоты России», как возможного выразителя интересов лояльных, но не вошедших в действующую власть региональных элит. Интересно, что при целенаправленной работе в этом направлении, ей придется конкурировать не с «Единой Россией», и не со «Справедливой Россией» (позиционирование которой в этом качестве на сегодня полностью дискредитировано), а с ЛДПР, уже добившейся заметных успехов в отношении привлечения в свои ряды представителей такого рода элит, и КПРФ, также работающей в данном направлении.

 

 

 

ГРУППА "ЛЕВЫЕ ПАТЕРНАЛИСТЫ"

 

Сегодня эту нишу контролируют КПРФ, "Справедливая Россия" и частично - "Единая Россия". По численности избирателей - это самый объёмный электоральный сегмент - примерно 30 миллионов избирателей. Именно за этот сегмент на каждых выборах и происходит самая серьезная политическая борьба. Анализ предыдущих федеральных политических циклов показывает, что в перераспределении участвует примерно 12 миллионов избирателей, остальная часть жестко закреплена за электоральными ядрами парламентских партий.

 

Непарламентские партии этой группы имеют некоторые шансы на вхождение в состав ГД, прежде всего, в случае успешного для себя привлечения избирателей, утративших доверие к нынешним парламентским партиям левого толка – КПРФ и СР.

 

"Коммунисты России",

 

Шансы на прохождение 5% барьера - минимальные, но всё-таки есть. Особенно в условиях падения уровня жизни населения, который вызовет определённую настороженность в отношении кандидатов парламентских партий.

 

Сегмент политического спектра - патерналистский, коммунистический, леворадикальный, еврокоммунистический.

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Достаточно привлекательный образ для бывших избирателей и сторонников КПРФ, КПСС, сторонников радикальных действий в защиту интересов и прав людей труда. Мощная ностальгия по советскому величию и стабильности, защите людей труда, не удовлетворяемая КПРФ.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - приращение возможно только в случае выхода из тени КПРФ на смежные политические ниши - леворадикальную и лейбористскую. Пенсионеры сегодня уже не те, они любят "Единую Россию" или надеются на "Справедливую Россию". Поэтому приращение возможно при выходе в широкую нишу людей труда - тех, кто работает по найму. При этом, конечно, нельзя отказываться от коммунистического знамени. Надо дать больше сути классического коммунизма.

 

Программное позиционирование (Смыслы)- Становиться больше КПРФ, чем КПРФ - уже поздно. Сама КПРФ стоит на достаточно оппортунистических позициях. Поэтому они существую в основном за счет торговли словом "коммунистический", а не смыслом. Здесь есть широкие возможности для перехвата смыслов. Для атаки на фронте классовой борьбы.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Более молодежная и более решительная коммунистическая партия. Более солидаристская структура. Коммунистическая партия реально живых и реально борющихся. "Коммунисты России" - Партия Труда? Можно найти более эффективную формулировку, чем Коммунистическая партия "Коммунисты России". То есть, работать не на углубление в чисто коммунистический (по самоназванию) электорат, а на расширение в сферу коммунистических смыслов и в целом леворадикальных действий. Здесь возникает проблема с привлечением спонсоров. Потому как Саввы Морозовы ныне практически перевелись. А продажа выдвижения одномандатников потребует филигранной психологической подготовки их к трансляции неожиданных для денежного человека смыслов. То есть образ одномандатника, как социально ориентированного "крепкого хозяйственника" может и не выглядеть выигрышно на контрасте с такими же хозяйственниками от ЕР, КПРФ и СР. Надо казаться ещё и немного "настоящим коммунистом".

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - КПРФ, КПСС, партии пенсионеров, СР - все партии, претендующие на работу с людьми наёмного труда и пенсионерами. Здесь необходимо провести серьезную базовую социологию, но найти точки усиления возможно.

 

Работа со СМИ - пока ведётся, но скорее в качестве дублёра КПРФ, необходимо захватить инициативу и двигать свои тематические линии.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - здесь ситуация двойственная. По большому счету, две компартии в Госдуме для АП хуже, чем одна. Потому что они начнут конкурировать в популизме и патернализме. Поэтому поддержка КР сверху возможна вплоть до перехода 3% барьера, не больше. Плюс - возможно договориться о поддержке или непротивлении в проведении одномандатников в округах, где будут баллотироваться наименее приятные власти депутаты КПРФ. То есть, получить 5-10 округов для внутрикоммунистических разборок. Но, кроме федералов, придется договариваться ещё и с местными элитами. Которые рассматривают КР сегодня исключительно, как инструмент ощипывания КПРФ, а не как реальную политическую силу.

 

Финансовые возможности - для тотальной общефедеральной кампании вряд ли хватит. Для кампании в 15-25 округах - возможно.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - массовые структуры для полевой работы придется создавать с нуля. Мобильные группы и группы создания информационных поводов в ряде регионов были сформированы в ходе предыдущих муниципальных и региональных кампаний. В некоторых территориях связь с ними не утрачена. Специфика партии в том, что работа чисто наемными сетями будет для неё неэффективна. Агитаторы должны стать носителями идеологии, способными убеждённо дискутировать со сторонниками КПРФ, ЕР и СР.

 

Базовые территории (где и как) - реально опорных территорий нет, но есть территории, где уже удалось наладить переговорный процесс с местными политическими функционерами. Кроме того, есть территории, где КПРФ в значительной мере дискредитировала себя, но коммунистические идеи востребованы - например, Орловская область. В широком смысле - бывший "красный пояс" и новые территории задержек зарплат и неплатежей.

 

Возможности - Балансирование между 2% и 6%, проведение от 3 до 10 одномандатников. В случае получения доступа к федеральными СМИ и формирования реального по размерам предвыборного фонда. Причем кампания должна начаться буквально «уже вчера».

 

 

 

Российская партия пенсионеров за справедливость,

 

Шансы на прохождение 5% барьера - минимальные. Власть и системные левые партии должны совершить целую серию ошибок, чтобы это произошло.

 

Сегмент политического спектра - патерналистский, коммунистический, левый, социалистический,.

 

Сильные стороны - возможность выдвигать кандидатов в ГД без сбора подписей. Чёткое акцентирование целевой аудитории.

 

Целевые аудитории и ресурсы роста (с кем и как?) - работающие по найму предпенсионного возраста, пенсионеры, добропорядочные внуки и дети пенсионеров.

 

Программное позиционирование (Смыслы) - В связи с резким падением уровня жизни есть возможности ретранслировать ряд идей 2003 года. Кроме того - требование сохранение неизменным возраста выхода на пенсию ввиду того, что для мужчин он уже сейчас находится на пределе средней продолжительности жизни. Критика правительства за манипуляции с пенсионными накоплениями. Требование дополнительных гарантий трудоустройства для лиц предпенсионного возраста. Пересмотр очередности капремонта с преимуществом в отношении домов с высоким процентом жильцов пенсионного возраста. Знамя сохранения льгот по уплате квартплаты, проезду в общественном транспорте и т.д. и т.п.

 

Имиджевое позиционирование (лица и лидеры) - Здесь всё придётся создавать заново, потому что самые крепкие электоральные кадры прежней Российской партии пенсионеров пока остаются в СР, и выходить из неё не собираются.

 

Контрпозиционирование (соперники и двойники) - Биться придётся на левом фланге - в первую очередь с СР и КПРФ. Во вторую очередь - с ЕР (как патерналистской партией) и КР, возможно, ещё и со второй партией пенсионеров. При этом понятно, что основная часть критики в медиа должны быть адресованы правительству и ЕР. В первую очередь, как и раньше, отстройка должна вестись от либералов в правительстве.

 

Работа со СМИ - почти не ведётся. Федеральные информационные кампании не реализуются.

 

GR, административные возможности (чем может быть интересен и не интересен федералам и региональным властям) - Пока, как и в 2003 году интересен только как инструмент ослабления КПРФ, а также - СР. Реальной политической роли для партии не предполагается.

 

Финансовые возможности - Пока минимальные. Но с приходом спонсоров и реализацией выдвижения в одномандатных округах - они возрастут.

 

Реструктуризация (использование и усиление оргресурсов) - реальные сети придется создавать с нуля. Старые организации и сети РПП пока остаются в массе своей в составе СР.

 

Базовые территории (где и как) - реально опорных территорий пока нет.

 

Возможности - При определённом разрешающем доступ к СМИ решении федеральной власти и при толковом ПР-сопровождении есть шанс на проход в коридор 3-6%. При этом надо иметь не менее 40 опорных регионов с сильными финансово самодостаточными одномандатниками. Возможен проход до 10 ресурсных кандидатов в регионах с высокой долей пожилого населения, либо в территориях, где удастся включить в список дружественного администрации кандидата.

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

При попытке прогнозирования возможностей успешного участия «малых» партий в предстоящих госдумских выборах, пожалуй, первый же возникающий вопрос - «а кому и зачем это нужно?»

 

Действительно, зачем что-то чинить, если не сломалось? Действующая четырехпартийная система вполне успешно справляется с задачами обслуживания исполнительной власти, в удовлетворительной степени отражает политические запросы большинства населения, да и федеральная верхушка парламентских партий, кровно заинтересованная в сохранении статус-кво, обладает некоторым лоббистским потенциалом, чтобы склонять Лиц, Принимающих Решения, к неизменности действующей системы.

 

 Опять же, до сих пор в кулуарах поминают «синдром Родины», как неудачный эксперимент власти по расширению спектра представленных в Парламенте политических сил.

 

С другой стороны, существуют риски повторения массовых волнений, вызванных недовольством результатами выборов. Причем, в данном раскладе, не только со стороны «Болотной», но и со стороны «Поклонной».

 

Страна меняется. В целом, у значительной части избирателей уже возникла усталость от старых лиц и брендов. Решить проблему этого запроса только за счет внутрипартийного реформирования - не удастся. Да и когорты парламентских лидеров ещё не готовы уйти на покой.

 

Кроме того, будем объективны, в текущем электоральном цикле уже произведенные властью действия реально показывают готовность к умеренному реформированию политический системы, при сохранении управляемости. В сложный период развития страны необходим максимально широкий консенсус. Удобнее поделиться правом и ответственностью за управление, чем рисковать потерять всё.

 

Исходя из этих посылок и проведенного анализа ситуации можно сделать следующие выводы:

 

1. Пока нет реальных причин для отказа высшего руководства страны от электоральной кампании по выборам в ГД. В существующих условиях значительная часть лояльных политических и финансово-промышленных групп сможет получить возможность участвовать в электоральных процессах.

 

2. На предстоящих выборах в ГД РФ возможно принятие решения высшего руководства о снятии барьеров на расширение спектра представленных в Парламенте политических партий. То есть шанс будет у всех, реально преодолевших заградительный барьер.

 

3. Наиболее предпочтительные шансы при этом имеют представители групп «Патриоты», «Патерналисты» и «Экологисты». Соответственно, максимально возможным является появление в данном созыве ГД трех новых партийных фракций.

 

4. Бесконфликтный допуск в состав ГД какой-либо из партий группы «Либералы» возможен только при условии принятия ею правил «Крымского консенсуса». При этом реальный шанс на преодоление 5% барьера имеют в этом сегменте только "Яблоко" и ПАРНАС. Остальные партии либералов могут получить поддержку только для растаскивания голосов. Возможен, но маловероятен ввиду большой затратности, проект введения в ГД РФ либеральной партии, полностью сконструированной с использованием одного из существующих брендов.

 

5. Также возможным является преодоление частью малых партий 3% барьера. Максимальное количество «малых партий», преодолевающих 3% барьер – четыре (включая получивших фракцию в ГД)..

 

6. В наиболее конкурентном варианте, парламентскую фракцию может потерять партия «Справедливая Россия».

 

7. Наиболее вероятным авторы считают сценарий, при котором в следующем составе ГД РФ появляется одна новая парламентская фракция, ещё 2-3 «малых партии» преодолевают барьер трёх процентов.

 

Андрей Максимов, Алексей Михайлик, Константин Бакшеев

 

http://www.maksimov.info/index.php/13-glavnaya-3 (19.11.2015)

 

 

Дальневосточное представительство -

руководитель Михайлик Алексей Павлович

"Фонд аналитических исследований"

 

Координатор федеральных проектов

Максимов Андрей Альбертович (Москва).

 

Константин Вячеславович Бакшеев

 

Российская ассоциация политических консультантов

Член Правления РАПК Андрей Максимов, а также политконсультанты Алексей Михайлик и Константин Бакшеев 16 октября представили доклад «Шансы и техники».

 

JoomShaper