Сообщение ЦИК РФ

Сегодня на заседании ЦИК России мы определяем результаты выборов Президента Российской Федерации, состоявшиеся 4 марта 2012 года.

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступили протоколы об итогах голосования из 83 избирательных комиссий, то есть всех субъектов Российской Федерации, и кроме того, двух территориальных избирательных комиссий, образованных для организации голосования за пределами территории Российской Федерации.
Все члены ЦИК России имели возможность лично работать с первыми экземплярами протоколов, сводных таблиц и документами строгой отчетности, поступившими из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и зарубежных территориальных избирательных комиссий. Заключения по всем протоколам готовились непосредственно членами Комиссии.
Отмечу основные особенности состоявшихся выборов, и затем мы подведем официальный итог.
Итак, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации своим постановлением от 25 ноября 2011 года (№ 442-СФ) назначил выборы Президента Российской Федерации на 4 марта 2012 года. 26 ноября 2011 года постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было официально опубликовано в «Российской газете».
Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляли ЦИК России как организующая комиссия, избирательные комиссии 83 субъектов Российской Федерации, 2744 территориальные избирательные комиссии и 95 416 участковых избирательных комиссий. Кроме того, для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации за рубежом были сформированы две территориальные комиссии в Москве и городе Байконуре (Республика Казахстан).
В установленный законодательством срок в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обратились 9 кандидатов с ходатайствами в письменной форме о регистрации групп избирателей, образованных в поддержку их самовыдвижения (Левашов Николай Викторович, Черепков Виктор Иванович, Пеунова Светлана Михайловна, Ивашов Леонид Григорьевич, Савенко Эдуард Вениаминович, Миронов Борис Сергеевич, Хамиев Ринат Зайнуллович, Мезенцев Дмитрий Федорович и Прохоров Михаил Дмитриевич).
5 политических партий – Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, ЛДПР, КПРФ и Партия «ЯБЛОКО» – на своих съездах выдвинули кандидатов на должность Президента Российской Федерации и представили соответствующие документы в ЦИК России, это соответственно Путин Владимир Владимирович, Миронов Сергей Михайлович, Жириновский Владимир Вольфович, Зюганов Геннадий Андреевич и Явлинский Григорий Алексеевич.
Установленную законом процедуру регистрации прошли только пять кандидатов на должность Президента РФ. В утвержденный ЦИК России избирательный бюллетень по выборам Президента Российской Федерации в алфавитном порядке были включены следующие фамилии кандидатов:
1. Жириновский Владимир Вольфович, выдвинутый Политической партией «Либерально-демократическая партия России».
2. Зюганов Геннадий Андреевич, выдвинутый Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации».
3. Миронов Сергей Михайлович, выдвинутый Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
4. Прохоров Михаил Дмитриевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
5. Путин Владимир Владимирович, выдвинутый Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Почти 42 процента от общего количества членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса вошли в состав комиссий по предложению всех 7 политических партий (из них 11,2 % – по предложению Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 9,6 % – по предложению КПРФ, 8,4 % – ЛДПР, 8,7 % – Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, 2,1 % – Партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», 1,4 % – Партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», 1,2 % – Партии «ЯБЛОКО»). 
В больницах, санаториях, домах отдыха, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, полярных станциях, вокзалах и других местах временного пребывания было организовано более 3,5 тысяч избирательных участков.
В списки избирателей был включен 109 миллионов 860 тысяч 331 избиратель, из них на территории Российской Федерации – 109 миллионов 385 тысяч 554 избирателя. 
В соответствии с частью 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».
В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Российской Федерации, 4 марта 2012 года Президент Российской Федерации впервые избирался сроком на шесть лет.
На избирательные комиссии в пределах их компетенции в соответствии со статьей 7 Федерального закона возложено обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав при подготовке и проведении выборов.
Так, ЦИК России были приняты постановления, направленные на повышение эффективности обеспечения реализации и защиты избирательных прав, в том числе таких категорий избирателей, как лиц с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, ЦИК России приняла все предусмотренные Федеральным законом организационные решения, в том числе утвердила формы протоколов, форму и текст избирательного бюллетеня, другие необходимые документы. В качестве новеллы было принято постановление ЦИК России, утверждающее норматив повышенной прозрачности стационарных ящиков для голосования. В результате, как мы помним, в рамках доведенных денежных лимитов было изготовлено более 60 тыс. прозрачных ящиков для голосования, которыми во время голосования воспользовались почти 53 млн. избирателей (48,7% от общего количества).
Статьи 34 и 35 Федерального закона предусматривают возможность как самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, так и выдвижение кандидата политической партией. На выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года обе эти возможности были реализованы кандидатами.
В свою очередь, ЦИК России, обеспечивая конституционные избирательные права кандидатов на должность Президента Российской Федерации и избирателей, постарался представить максимум информации, освещающей ход избирательной кампании. На информационной площадке ЦИК России можно было получить точные и оперативные сведения о ходе подготовки к выборам, порядке и сроках осуществления избирательных действий, высказать свою позицию организаторам выборов, а также кандидатам и представителям политических партий, выдвинувших кандидатов. Все заседания Комиссии проходили с участием СМИ, транслировались на сайте ЦИК России. С целью информирования избирателей на нашем сайте были открыты интернет-сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей». На нем также было размещено более 2200 материалов, непосредственно затрагивающих тему президентских выборов.
Информационная открытость сочеталась с информационной активностью. В ЦИК России, на других площадках членами Комиссии проведено более 300 различных медийных мероприятий. 4–5 марта 2012 года в мероприятиях Информационного центра ЦИК России «ВЫБОРЫ–2012» информацию могли получать более 2 тысяч журналистов из 244 СМИ.
Организаторами выборов активно использовались механизмы обратной связи с избирателями. С 20 февраля по 6 марта 2012 года в ЦИК России работала многоканальная бесплатная телефонная «горячая линия», на которую из всех регионов страны поступило 3600 обращений (то есть по 225 обращений ежедневно).
«Горячие линии» действовали в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.
Общественное наблюдение на избирательных участках в Российской Федерации осуществляли более 220 тысяч наблюдателей и около 90 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Эффективным инструментом общественного контроля за выборами и информирования избирателей стала работа общественных «горячих линий» связи с избирателями, на которых использовали различные формы коммуникации: прием сообщений по телефону, электронной почте, смс-сообщений, онлайн-форма на интернет-сайтах, аккаунты в социальных сетях. По всем вопросам, поступавшим по различным каналам связи с избирателями, давались консультации и разъяснения, проводился мониторинг правонарушений.
В 62 субъектах Российской Федерации Российским фондом свободных выборов были открыты пункты общественной «горячей линии» связи с избирателями. В Международном информационном центре «Выборы–2012» действовали еще две общественные «горячие линии»: мобильная «горячая линия» Общественного совета «Честный выбор» и различные каналы связи Ассоциации «Гражданский контроль». 
Помимо журналистов, наблюдателей, работников «горячих линий», осуществлявших общественный контроль при проведении выборов Президента Российской Федерации, значительное количество работников правоохранительных органов обеспечивало вопросы общественной безопасности.
Так, в день голосования на выборах Президента Российской Федерации 
4 марта 2012 года поступило 5 сообщений о заложенных взрывных устройствах на избирательных участках от анонимных лиц.
В результате проведенных правоохранительными органами проверок факты минирования избирательных участков не подтвердились.
Уже установлено лицо, совершившее анонимный телефонный звонок с заведомо ложным сообщением (в г. Кемерово). Проводятся мероприятия по установлению других анонимных заявителей.
К большому сожалению, не обошлось без преступлений, приведших к человеческим жертвам. Так, после окончания голосования бандгруппой было совершено нападение на избирательный участок № 1505 в селе Октябрьское Хасавюртовского района Республики Дагестан, где участковая избирательная комиссия производила подсчет голосов.
Защищая членов избирательной комиссии и избирательную документацию, трое полицейских вступили в боевое столкновение с вооруженными преступниками и одного из них уничтожили. При этом все трое сотрудников полиции погибли. Светлая им память. В ЦИК России внесены предложения о награждении данных сотрудников МВД России посмертно.
 На проведение выборов Президента Российской Федерации в федеральном бюджете на 2011 год для избирательных комиссий всех уровней было предусмотрено 12 113 334 700 рублей.
Указанные денежные средства постановлением ЦИК России распределены следующим образом:
•на оплату расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации – 11 940,5 млн. рублей или 98,6 процента от общих расходов;
•федеральным органам, в ведении которых находятся дипломатические представительства, консульские учреждения и воинские части, образующие избирательные участки, – 73 млн. рублей (0,6 %);
•на расходы ЦИК России, связанные с проведением выборов – 99,8 млн. рублей (0, 8%).
Как это было и ранее, из общих затрат избирательных комиссий наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда членов избирательных комиссий всех уровней и привлеченных лиц – это около 80 процентов от общего объема средств. 
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в мае 2012 года утвердит и представит в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. Этот документ максимально гласно и коллегиально будет подготовлен и принят постановлением ЦИК России и, так же как и финансовый отчет за избирательную кампанию депутатов ГД, размещен в сети Интернет.
Теперь о финансах кандидатов на должность Президента РФ. Всего на специальные избирательные счета зарегистрированных кандидатов, открытые в Сбербанке России, поступило около 1,5 млрд. рублей. Для сравнения, на парламентских выборах в декабре 2011 года на специальные избирательные счета 7 политических партий и их региональных отделений поступило около 4,5 млрд. рублей. 
Средства избирательных фондов сформированы из собственных средств кандидатов, средств партий, выдвинувших кандидатов, пожертвований юридических лиц и граждан.
В ходе избирательной кампании кандидатами израсходовано из избирательных фондов средств на общую сумму более 1,4 млрд. рублей, из которых 90 % – на проведение предвыборной агитации.
Расходы кандидатов на каждый голос избирателя колеблются от 65 рублей у кандидата Прохорова М.Д. до 9 рублей у кандидата Путина В.В. Таким образом, наименьшие затраты на один полученный голос избирателя составили у кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Одним из самых спорных и противоречивых – уже можно сказать исторически – является вопрос голосования по открепительным удостоверениям. С одной стороны, представляется затруднительным лишить конституционных прав граждан России, не имеющих возможность голосовать на своем избирательном участке, а с другой, несмотря на то, что, по открепительным голосует всего 1-2 % населения России, они регулярно являются предметом обсуждения во всех негативных смыслах.
Тем не менее, в соответствии с законом и по решению Центральной избирательной комиссии было изготовлено 2 миллиона 600 тысяч открепительных удостоверений. Избирателям было выдано 2 миллиона 166 тысяч 913 открепительных удостоверений. Воспользовались правом проголосовать по открепительным удостоверениям 1 миллион 600 тысяч 046 избирателей. Для сравнения, на прошедших 4 декабря 2011 года выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по открепительным удостоверениям проголосовали 1 257 968 человек (1,92 %), а на выборах Президента Российской Федерации в 2008 году – 1 319 640 избирателей (1,77 %).
В соответствии со статьей 70 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в отдельных случаях нахождения избирательных участков в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое находилось в плавании в день голосования, на полярных станциях, за пределами территории России проводилось досрочное голосование, в котором участвовали 239 569 избирателей.
В период проведения досрочного голосования в ЦИК России поступали обращения граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных и удаленных местностях, и требующие подчас решения проблем в кратчайшие сроки, и они решались. К примеру, так проголосовали три полярника, находящиеся на станции, расположенной на острове Столбовой в море Лаптевых. ЦИК России во взаимодействии с Федеральным агентством морского и речного транспорта, Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) приняла меры по организации их досрочного голосования.
Применение высокотехнологичных информационных технологий становится, по сути, обыденностью нашей жизни, которая активно используется и в избирательной системе. Можно без преувеличения сказать, что российская система ГАС «Выборы» является одной из самых крупных информационных избирательных систем в мире. Состав системы схематично представлен на слайде.
В результате работы системы ГАС «Выборы» совместно с системами электронного голосования (КОИБ и КЭГ) к 11 часам 5 марта 2012 года были обработаны все введенные в систему данные протоколов УИК об итогах голосования, что составило 99,57 % от общего количества.
КОИБ применялись в 76 субъектах Российской Федерации.
КЭГ применялись в 8 субъектах Российской Федерации и на территории 3 зарубежных государств (Федеративная Республика Германия, Республика Польша, Республика Казахстан). На этих участках протоколы об итогах голосования составлены с использованием КЭГ.
В день голосования успешно отработала уникальная система прямой трансляции хода выборов Президента России с веб-камер на УИК. Общее число участков, на которых была организована прямая трансляция, составило более 90 тысяч по всей стране. В процессе трансляции в рабочем режиме находилось порядка 99,3 % тех участков, на которых были установлены веб-камеры. В течение суток было более 500 миллионов обращений к сайту webvybory2012.ru, созданном для мониторинга трансляций, на котором зарегистрировалось более 2,5 миллиона пользователей.
Следующее, на чем хотелось бы остановиться, это то, что, являясь частью мирового демократического сообщества, Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства по приглашению иностранных (международных) наблюдателей на выборы 4 марта 2012 года. Им были предоставлены все необходимые организационно-технические и правовые условия для выполнения их деятельности и организации ими профессионального, объективного и беспристрастного наблюдения.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в общей сложности было аккредитовано 685 иностранных (международных) наблюдателей из 56 государств. Эти государства представляют практически все континенты – Европа, Азия, Африка, Северная Америка и Южная Америка.
В наблюдении за выборами приняли участие 7 международных организаций, в которых Россия является членом или имеет статус наблюдателя. Это миссии БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ, ШОС, ОАГ, АОВСЕ.
Двумя организациями – БДИПЧ ОБСЕ и СНГ – было организовано долгосрочное наблюдение за выборами, начавшееся в конце января 2012 года.
В эту избирательную кампанию на приглашение ЦИК России откликнулись организаторы выборов из 24 государств, со многими из которых у нас подписаны соглашения о профессиональном сотрудничестве. За выборами 4 марта 2012 года наблюдали 52 международно-признанных эксперта в области защиты политических и избирательных прав из 22 государств.
Иностранные (международные) наблюдатели работали в 48 субъектах Российской Федерации.
По итогам своей работы международные наблюдатели высоко оценивают организацию выборов, признают, что выборы были честными и соответствовали международным избирательным стандартам.
Так, миссии СНГ и ШОС заявили, что состоявшиеся выборы были свободными, транспарентными и справедливыми, прошли в соответствии с требованиями избирательного законодательства и международными обязательствами, что позволяет признать их демократичными и легитимными. Было отмечено, что миссиями не было зафиксировано нарушений российского избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты выборов.
Еще одним из значимых критериев объективности проведенных выборов, не только в России но и в мире, становятся результаты научно-социологических исследований и опросов.
Электоральная активность населения Российской Федерации на выборах 4 марта 2012 года высоко была оценена социологами. Средний прогноз по данному параметру составил около 65,1 %, что всего на 0,2 % меньше предварительных данных ЦИК России. Единодушие в прогнозировании явки населения на выборы Президента Российской Федерации проявили как общефедеральные, так и региональные социологи.
Столь же успешными оказались и прогнозы по победителю выборов – Путину В.В. Абсолютное большинство профессиональных отечественных служб прогнозировали проведение голосования в один тур со среднестатистическим результатом в 62,4 %. Стабильностью и предсказуемостью в ходе прошедших выборов отличались и электоральные успехи кандидата Зюганова Г.А. Средний прогноз доли голосов, поданных за него, составил 17,2 %, что всего на 0,02 % меньше данных ЦИК России.
Успешно проявили себя представители отечественной социологии и в прогнозировании результатов голосования за кандидата Прохорова М.Д. Здесь прогнозная оценка также была близкой к имеющему результату и заключалась в границах от 7,6 % до 8,3 %.
Переходя к анализу вопросов, связанных с рассмотрением избирательных споров, мы констатируем факт, что, несмотря на проходившие в стране различные уличные процессы, связанные с подготовкой выборов Президента Российской Федерации, количество и тематика поступивших в ЦИК России обращений, по сравнению с предыдущими выборными периодами, не изменилась. Условно разделим их на три части.
До дня голосования в период с 26.11.11 до 3.03.12 ЦИК России получено и рассмотрено 460 жалоб и обращений. Чаще всего обращались избиратели, депутаты Государственной Думы, кандидаты на должность Президента Российской Федерации, члены избирательных комиссий.
По географическому принципу наибольшее число обращений поступило из Москвы, Московской области и Республики Татарстан. При этом из 19 субъектов Российской Федерации обращений в ЦИК России не поступало.
Непосредственно в день голосования в ЦИК России поступило 178 жалоб, наибольшая часть из них – на неправомерные действия при подготовке и проведении голосования, в том числе невыдача открепительных удостоверений, отсутствие в списках избирателей, доставка избирателей к помещению для голосования.
После дня голосования в ЦИК России поступило 168 обращений.
По всем поступившим в ЦИК России обращениям приняты меры в установленном законом порядке.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что количество жалоб под телекамеру и на публику действительно резко возросло, вместе с тем формально юридически количество жалоб остается неизменным за последний пятилетний период. Если говорить о тех жалобах, которые подаются в избирательные комиссии субъектов и ЦИК России, то это внимание! – примерно одна жалоба на семьдесят участков (460 до дня, 176 в день, 200 после дня, и ИКС всего около 800 итого около 1,5 тысяч, а участков около 100 тысяч).
Вообще похоже на то, что конституционный принцип презумпции невиновности, как-то перестал применяться к работникам избирательной системы. Мы, ведем себя очень толерантно, а может и зря. Во всяком случае, наверное, стоит подумать о судебных исках в отношении отдельных ораторов, сотрясающих воздух какими-то совершенно безумными цифрами мнимых нарушений.
Второй однозначный вывод, который можно сделать постоянно работая с избирательными спорами, это непоследовательность и бессистемность действий лиц их подающих. Самый свежий пример – разве депутат Госдумы (не буду называть фамилию), подающий более 30 жалоб на действия участковой комиссии в ЦИК России, не знает, что ЦИК не вправе их рассматривать без решения субъектовой комиссии? Знает, конечно! Или одна из политических партий жаловалась, что ящики для голосования непрозрачные и поэтому, возможен вброс бюллетеней. Сделали прозрачные – так теперь они же жалуются на то, что ящики слишком прозрачные.
Один из кандидатов в Президенты в день голосования написал такую жалобу, привожу ее дословно: «Уважаемый Владимир Евгеньевич! Сообщаю Вам, что по имеющейся информации, в день голосования на выборах Президента РФ в помещении участковой избирательной комиссии прибыли 3 наблюдателя от (название ПП) с поддельными направлениями. Прошу Вас принять необходимые меры…» Вот и все. На какие участки, какие наблюдатели – ничего не ясно. Ну и самое смешное обращение: заявлено о том, что на одном из избирательных участков (без указания его номера) – внимание!!! – нет ящиков для голосования! Что же там есть, спрашивается? Вот так! И это систематические случаи. Какая ставится цель? Достичь юридически значимого результата по жалобе или попиариться, посчитать эфемерное количество жалоб. Я абсолютно уверен, что тот, кто прав, не митингует а спокойно подает жалобу в суд или избирательную комиссию, выигрывает спор и достигает нужного результата. И таких примеров немало.
С другой стороны, объективные и обоснованные жалобы в день голосования рассматриваются избирательными комиссиями, и по сути, и незамедлительно. Так, итоги голосования на избирательном участке № 1402 Тарумского района Республики Дагестан были признаны недействительными после поступившей жалобы одного из наблюдателей, следивших за ходом голосования через веб-камеру.
Мы каждый раз подчеркиваем мысль, - наша позиция в том, что жалобы и обращения – это закономерные спутники избирательно процесса, они есть и будут, поскольку любой гражданин России имеет конституционное право отстаивать свои интересы. Важно отделять законное право граждан и ПП от «черной технологии» вброса множественных жалоб, сводящихся к политическим лозунгам, а порой даже и политическим провокациям. Ранее мы неоднократно обращали внимание на то, что процедуры голосования, стоящие вне политики, к примеру, местные референдумы – обходятся без жалоб вообще. И тот факт, что количество отмененных решений избирательных комиссий судами и вышестоящими комиссиями примерно одинаковое – в районе 16-18%. Согласитесь, в границах нашей бескрайней страны об этом трудно договориться.
Теперь о действительно объективном критерии – о рассмотрении избирательных споров судами (в том числе мировыми). На данный момент мы имеем всего лишь 454 обращения, из которых 355 рассмотрено и 60 удовлетворено. В основном оспариваются вопросы предвыборной агитации, формирования участковых комиссий, порядка включения в списки избирателей. Интересен тот факт, что Москва и Московская область, лидирующие по количеству жалоб, поданных в избирательные комиссии, имеют в буквальном смысле единичные факты обращений в судебные инстанции. Вот вам наглядный пример того, о чем я только что говорил.
В итоге для всех нас важны два момента: первое – ни одно заявление о факте нарушения законодательства о выборах на сегодняшний день не осталось без должной оценки и проверки со стороны ЦИК России, и второе, что следует отметить, – нет ни одного заявленного в жалобах факта, который ставил бы под сомнение как результаты выборов в стране, так и итоги голосования на отдельных ее территориях.
Вместе с протоколами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации из 21 субъекта Российской Федерации поступило 26 особых мнений членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса. Все они рассмотрены ЦИК России, и мы можем утверждать, что ни в одном из особых мнений не содержится информации, препятствующей определению результатов выборов Президента Российской Федерации.
Кроме того, к протоколам избирательных комиссий было приложено 217 заявлений о нарушении законодательства, которые в установленном законом порядке были рассмотрены избирательными комиссиями субъектов РФ. По подтвержденным нарушениям, в 25 случаях незамедлительно приняты соответствующие меры. Не рассмотренных заявлений не осталось.
 Уважаемые участники заседания!
Позвольте перейти к изложению результатов голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.
Напоминаю, что в выборах Президента Российской Федерации приняло участие 71 780 800 российских граждан, и в том числе за рубежом – 452 928 человек (на прошлых выборах Президента РФ – 342 868), при этом явка составила 65,34 %.
В соответствии с требованием закона избиратели могли проголосовать за одного из пяти кандидатов на должность Президента Российской Федерации, данные о которых содержались в избирательном бюллетене. В результате:
Кандидата Жириновского Владимира Вольфовича поддержало 
4 миллиона 458 тысяч 103 избирателя, что составляет 6,22 процента голосов избирателей.
Кандидат Зюганов Геннадий Андреевич завоевал симпатии 
12 миллионов 318 тысяч 353 граждан России или 17,18 процента российских избирателей.
За кандидата Миронова Сергея Михайловича свои голоса отдали 2 миллиона 763 тысячи 935 избирателей. Это составило 3,85 процента граждан России.
Кандидата Прохорова Михаила Дмитриевича поддержали 
5 миллионов 722 тысячи 508 избирателей, что составляет 7,98 процента голосов избирателей.
Наибольшее количество голосов избирателей Российской Федерации, а именно 45 миллионов 602 тысячи 75, было отдано за кандидата Путина Владимира Владимировича, это составляет 63,6 процента голосов избирателей.
И завершая свое выступление, хочу отметить, что в своей деятельности по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Фкдерации следовала принципу законности и корректного отношения к участкам избирательного процесса. Мы были открыты для сотрудничества и диалога с избирателями, кандидатами, политическими партиями и средствами массовой информации.
 Заключительное слово
Уважаемые коллеги, уважаемые участники заседания!
Рабочей группой по обеспечению деятельности, связанной с определением результатов выборов Президента Российской Федерации, членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подготовлен протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации и сводная таблица, включающая в себя полные данные первых экземпляров поступивших протоколов об итогах голосования всех 83 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов двух территориальных избирательных комиссий, созданных для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории России. Этому предшествовала тщательная проверка правильности составления первых экземпляров протоколов и сводных таблиц всех нижестоящих избирательных комиссий, которая проводилась членами ЦИК России с правом решающего голоса.
Предлагаю Центральной избирательной комиссии в соответствии с Федеральным законом подписать указанные протокол и сводную таблицу.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается проект постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О результатах выборов Президента Российской Федерации», согласно которому выборы признаются состоявшимися и действительными.
Прошу поддержать представленный проект постановления.
 
Источник: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2012/03/07/doc.html
JoomShaper