Избирательные комиссии: правовой статус, становление и развитие

Организацией, подготовкой и проведением выборов всех уровней занимаются избирательные комиссии. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

  • избирательные комиссии муниципальных образований;

  • окружные избирательные комиссии;

  • территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

  • участковые комиссии.

Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти. По своему статусу ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, а избирательные комиссии муниципальных образований – муниципальными органами, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъектов Российской Федерации. В пределах своей компетенции избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые избирательные комиссии действуют на постоянной основе, при этом избирательным комиссиям муниципальных образований уставами муниципальных образований, а территориальным избирательным комиссиям законами субъектов Российской Федерации может быть придан статус юридического лица. В Рязанской области избирательные комиссии, кроме Избирательной комиссии Рязанской области, статуса юридического лица не имеют.

В настоящее время политические партии как организации не участвуют непосредственно в выдвижении кандидатов в состав Центральной избирательной комиссии, однако они имеют возможность инициировать такое выдвижение через свои депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также – по линии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации через законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, если имеют там парламентское большинство.

При формировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований и участковых избирательных комиссий кандидатуры в состав комиссий предлагаются непосредственно политическими партиями и иными общественными объединениями. Уставы политических партий достаточно предметно определяют партийные органы, уполномоченные вносить подобные предложения.

В составы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должно быть назначено не менее половины членов комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В составы избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления, территориальных, участковых избирательных комиссий должно быть назначено не менее половины членов комиссии на основе предложений, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе муниципального образования.

В настоящее время все избирательные комиссии, кроме окружных, формируются со сроком полномочий 5 лет. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии.

Кандидатуры, предложенные в состав участковых избирательных комиссий, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых избирательных комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов, в том числе муниципальных, проводится дополнительный набор в резерв составов участковых избирательных комиссий. Сбор предложений начинается за 50 дней до дня голосования и заканчивается за 30 дней до дня голосования. Политические партии имею право заменить лиц, зачисленных в резерв составов участковых избирательных комиссий.

Рассмотрим коротко историю становления избирательных комиссий в Российской Федерации, а также историю становления избирательных комиссий в Рязанской области.

Исторически в СССР и РСФСР постоянно действующие избирательные органы не создавались – функции организации и проведения выборов возлагались на специально создаваемые на период выборов избирательные комиссии, формируемые Советами народных депутатов, соответствующими уровню проведения выборов. Все комиссии были временными: от исполнения своих обязанностей по основному месту работы не более чем на месячный срок освобождались только председатель и секретарь комиссии.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» в 1994 году, была заложена основа системы избирательных комиссий как организационно обособленных и самостоятельных органов, обеспечивающих проведение выборов и референдумов.

ЦИК РФ впервые была сформирована на профессиональной и постоянной основе в 1993 году. До принятия Федерального закона от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» статус ЦИК был закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», а также в Указе от 29 сентября 1993 года № 1505, утвердившем Положение о Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и её состав.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ЦИК по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была преобразована в ЦИК по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году.

После завершения избирательной кампании Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» ЦИК по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году была преобразована в ЦИК РФ.

В Положении о Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году был закреплен «переходный» срок полномочий комиссии. Было установлено, что она действует до образования нового состава ЦИК в соответствии с новым федеральным законом о выборах. Таким образом, срок полномочий комиссии ограничивался рамками «переходного» периода, который после принятия на референдуме новой Конституции Российской Федерации составлял два года.

В принятом в 1994 году Федеральном законе «Об об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» был установлен срок полномочий комиссии – четыре года. Порядок формирования членов ЦИК РФ стал существенно отличаться от порядка формирования комиссии, который был в 1993 году. До принятия Федерального закона формирование ЦИК производилось только Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Положения о ЦИК и статьей 13 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, Комиссия формировалась в составе Председателя и двадцати членов комиссии, при этом Председатель Комиссии утверждался Президентом Российской Федерации, а заместитель Председатель и члены Комиссии назначались Президентом по представлению Председателя Комиссии.

Секретарь Комиссии назначался Председателем Комиссии (однако не из числа членов ЦИК) и одновременно являлся руководителем Аппарата ЦИК.

Согласно принятому Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» ЦИК РФ стала состоять из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой, еще 5 - Советом Федерации, и оставшиеся 5 - Президентом Российской Федерации.

Инициатором начала процесса назначения членов ЦИК РФ на основе принятого Федерального закона стала Государственная Дума, которая 23 декабря 1994 года приняла постановление № 434-I ГД «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Затем 2 марта 1995 года Совет Федерации назначил четырех членов ЦИК РФ. Пятого члена комиссии Совет Федерации назначил в ходе второго раунда по результатам тайного голосования 11 апреля 1995 года.

Президентом Российской Федерации 5 членов были назначены указом от 6 марта 1995 года № 248 «О членах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Так был сформирован второй состав ЦИК РФ.

С 1995 года порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менялся. В июне 2010 года был принят Федеральный закон № 117-ФЗ, изменивший срок полномочий избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, в том числе и у ЦИК РФ. Он стал составлять 5 лет. В настоящее время действует ЦИК России шестого созыва. 28 марта 2016 года должно состояться первое (организационное) заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации седьмого состава.

Начало правового оформления статуса избирательных комиссий субъектов Российской Федерации было положено Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа». Согласно Основным положениям право утверждать персональный состав краевых, областных избирательных комиссий было предоставлено ЦИК РФ, которая 29 сентября 1994 года утвердила состав региональной (головной) избирательной комиссии в Рязанской области.

Принятие Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» положило началу процесса формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как самостоятельных органов, действующих на постоянной основе и имеющих статус юридического лица. 25 января 1995 года ЦИК РФ приняло постановление № 7 «Примерное положение об избирательной комиссии субъектов Российской Федерации», которое рекомендовало формировать избирательную комиссию субъекта Российской Федерации региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на паритетных началах. В соответствии принятым Федеральным законом, учитывая рекомендации ЦИК РФ, Рязанская областная Дума 17 мая 1995 года приняла постановление № 14 «Об избирательной комиссии Рязанской области», которым было рекомендовано на очередном заседании рассмотреть проект Положение «О Рязанской областной избирательной комиссии», подготовленный заместителем председателя региональной (головной) избирательной комиссии в Рязанской области.

1 июня 1995 года Рязанская областная Дума приняла постановление № 20, которым утвердила Положение о Рязанской областной избирательной комиссии. В нем было установлено, что численный состав комиссии 14 членов комиссии, срок полномочий избирательной комиссии - 4 года.

Сразу после этого, 6 июня 1995 года было принято постановление главы администрации Рязанская области № 200 «О членах Рязанской областной избирательной комиссии», а 14 июня 1995 года - постановление Рязанская областная Дума № 24 «О назначении членов Рязанской областной избирательной комиссии».

В соответствии с рекомендациями председателя ЦИК РФ в июне 1995 года Рязанская областная избирательная комиссия была переименована в избирательную комиссию Рязанской области, а 31 августа 1995 года Избирательная комиссия Рязанской области была зарегистрирована в качестве юридического лица.

14 апреля 1999 года Рязанская областная Дума приняла Закон Рязанской области 1999 года «Об Избирательной комиссии Рязанской области» и признала утратившим силу Положение об Избирательной комиссии Рязанской области. 15 апреля 1999 года глава администрации Рязанской области подписал этот закон, и ему был присвоен номер 24-ОЗ.

В настоящее время полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляет Избирательная комиссия Рязанской области пятого состава, сформированная в 2011 году сроком на 5 лет. Новый состав Избирательной комиссии Рязанской области будет формироваться после проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

В системе избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии занимают особое место. Они осуществляют подготовку и проведение выборов любого уровня. В соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий территориальных избирательных комиссий устанавливался федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могла быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе.

В Рязанской области территориальные избирательные комиссии до 2002 года действовали не на постоянной основе и формировались отдельно по каждым видам выборов. Формировались они представительными органами местного самоуправления.

Новая редакция Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменила порядок формирования территориальных избирательных комиссий.

Территориальные избирательные комиссии стали постоянно действующими, формироваться они стали избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса со сроком полномочий - 4 года, с 2005 года в количестве пяти - четырнадцати членов комиссии. С 2010 года срок полномочий у комиссии стали формироваться со сроком полномочий - 5 лет.

В целях оказания помощи при формировании территориальных избирательных комиссий ЦИК России 12 июля 2002 года приняла постановление № 156/1373-3, которымутвердила Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.

В Рязанской области в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона № 67-ФЗ, который обязал сформировать территориальные избирательные комиссии в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, то есть не позднее 26 декабря 2002 года, в ноябре - декабре 2002 года Избирательной комиссией Рязанской области были сформированы 32 территориальные избирательные комиссии. Количественный состав ТИК был установлен от 7 до 9 членов комиссии с правом решающего голоса. Общее число членов территориальных избирательных комиссий составило 280.

В настоящее время в составах ТИК Рязанской области - 298 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия Рязанской области определила количественный состав территориальных избирательных комиссий: от 8 до 11 членов комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с Законом Рязанской области от 7 апреля 2015 года № 14-ОЗ «О сроке формирования и сроке прием предложений по составу территориальных избирательных комиссий нового состава» на заседаниях Избирательной комиссии Рязанской области 15 и 17 декабря 2015 года были сформированы новые составы 32 территориальных избирательных комиссий 2015-2020 годов.

Предложения по кандидатурам в члены территориальных избирательных комиссий поступили от уполномоченных органов 10 политических партий (предложена 171 кандидатура), а также от представительных органов местного самоуправления (13), территориальных избирательных комиссий прежнего нового состава (42), и также собраний избирателей по месту работы и месту жительства (86).

Все 128 кандидатур, предложенных парламентскими партиями, были назначены членами ТИК с правом решающего голоса.

Из 13 кандидатур, предложенных Рязанским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», назначено 10.

Из 9 кандидатур, предложенных к назначению Региональным отделением Политической партии «Молодая Россия» в Рязанской области, назначено 8.

Из 8 кандидатур, предложенных к назначению Региональным отделением в Рязанской области Всероссийской политической партии «Партия пенсионеров России», назначено 7.

Из 6 кандидатур, предложенных к назначению Региональным отделением в Рязанской области Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», назначено 5.

Все кандидатуры, предложенные к назначению Региональным отделением Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Рязанской области (их было 5) и Рязанским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (всего 2) были назначены членами территориальных избирательных комиссий.

До 2013 года участковые избирательные комиссии формировались вышестоящей комиссией (окружной либо территориальной) после образования избирательных участков под конкретные выборы. Полномочия избирательных комиссий прекращались через десять дней после официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступали жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействия) данной избирательной комиссии.

В 2012 году был принят Федеральный закон № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который установил, что избирательные участки образуются на 5 лет. Сроком на 5 лет формируются и участковые избирательные комиссии. Во исполнение этого Федерального закона в Рязанской области в январе 2013 года главами администраций муниципальных районов и городских округов было образовано 1023 избирательных участка.

В период с февраля по апрель 2013 года в соответствии с названным Федеральным законом на территории Рязанской области территориальными избирательными комиссиями были сформированы 1023 участковые избирательные комиссии со сроком полномочий пять лет. В феврале 2015 года была сформирована еще одна участковая избирательная комиссия (на территории Октябрьского района г. Рязани), в связи с тем, что главой администрации г. Рязани 27 февраля 2015 года был образован ещё один избирательный участок, т.к. число зарегистрированных избирателей на избирательном участке № 984 превысило 3 000 избирателей.

Всего в составы 1024 участковых избирательных комиссий входит 8251 член комиссии с правом решающего голоса.

Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией. Решение о назначении председателя комиссии может быть принято одновременно с принятием территориальной комиссией избирательной решения о назначении членов комиссии с правом решающего голоса. Участковая избирательная комиссия была правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности.

И несколько слов о резерве составов участковых избирательных комиссий.

Согласно пункту 5.1 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатуры, предложенные в состав участковых избирательных комиссий, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых избирательных комиссий.

ЦИК России постановлением от 5 декабря 2012 года № 152/1137-6 утвердила Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий

В соответствии с этим Порядком Избирательная комиссия Рязанской области несколько раз принимала решения о приёме предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий.

В 2013 году постановлением от 09.06.2013 года № 105/584-5, в 2014 году постановлением от 10.07.2014 года № 146/1204-5, в 2015 году постановлениями от 12.03.2015 года № 164/1312-5 и от 17.07.2015 года № 178/1815-5 объявлялся приём предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий.

Недавно постановлением Избирательной комиссии Рязанской области от 09.03.2016 года № 216/2224-5 объявлен новый приём предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий. Он начался с 10 марта и закончится 23 марта 2016 года.

В результате приёма предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий в резерв УИК за это время было зачислено 1226 кандидатур. В настоящее время в резерве составов участковых избирательных комиссий находится 7656 человек.

Перечисленные этапы становления и развития системы избирательных комиссий позволяют более детально оценить роль и место каждого звена этой системы, проследить взаимосвязь комиссий друг с другом и с иными участниками избирательного процесса. Даже краткий анализ становления избирательных комиссий показывает, что их правоприменительная деятельность подчинена основной задаче – обеспечению избирательных прав граждан и безусловной достоверности волеизъявления избирателей.

 

JoomShaper