Электронное голосование: современные информационно-коммуникативные технологии и избирательный процесс

Ю.И. Абрамов

 Информационно – коммуникативные технологии, стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь на рубеже тысячелетий, стали яркой приметой времени. Активно внедряясь во все сферы жизнедеятельности общества, информационно – коммуникативные технологии постепенно становятся органической частью избирательных систем. Уже около 40 странi рассматривают возможности внедрения разных типов систем электронного голосования.

Термин «электронное голосование» (э-голосование; анг. electronic voting, e-voting) обозначает использование электронных средств голосованияii. Принято считать, что электронное голосование появилось в 1960 году и связано оно с появлением перфокарт. Делая свой выбор, избиратель пробивает свой избирательный бюллетень (перфокарту) в специальном устройстве. После этого он может вставить перфокарту непосредственно в аппарат для подсчета голосов, расположенный на избирательном участке, или опустить в ящик для голосования, который впоследствии перенесут в центральное бюро для подсчета голосов. Впервые данная система голосования была использованы в США (в двух графствах Джорджии) на первичных президентских выборах в 1964 годуiii. В отличие от Америки, электронное голосование в Европе начали применять значительно позже – в начале 80-х гг. XX века.

При этом изначально внедрение электронного голосования в избирательные системы шло двумя путями. Первый – внедрение технических средств обеспечения процедуры голосования, например, у нас в России – это использование комплекса для электронного голосования (КЭГ). И второй - системы дистанционного голосования. Термин «стационарное э-голосование» (анг. polling place e-voting) используется для обозначения систем, при которых избиратель отдает свой голос в пределах избирательного участка под контролем членов избирательной комиссии; термин «дистанционное (удаленное) э-голосование» (анг. remote e-voting) используется в ситуации, когда избиратель голосует за пределами избирательного участка из любого месторасположенияiv.

Дистанционное электронное голосование, как показала практика его применения и научные разработки, может в зависимости от используемых при этом технических средств осуществляться следующими способами:

  • голосование при помощи мобильного телефона;

  • голосование при помощи социальной электронной карты через терминалы (информационные киоски), расположенные вне помещения для голосования;

  • голосование непосредственно через информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет (далее - Интернет).

В случае удаленного голосования, по мнению экспертов, появляются дополнительные проблемы связанные, в первую очередь, со следующими вопросами:

1. Проблема идентификация и аутентификация участников голосования – строгая и однозначная.

2. Сложность контроля самостоятельности и доброй воли гражданина, отсутствия принуждения и манипуляций.

3. Обеспечение достоверности сообщений с результатом волеизъявления.

4. Необходимость гарантии корректного учета каждого голоса, причем только однократно.

5. Необходимость гарантии тайны волеизъявления гражданина на любой стадии обработки данных.

6. Обеспечение возможности проверки процессов получения и подсчета голосов, а также пересчета голосов при необходимости дополнительного контроля.

7. Традиционные уязвимости каналов связи, по которым информация о результатах голосования персоны будет передана в центр обработки данныхv.

В разных странах уже давно используются различные системы электронного голосования.

Наиболее яркий пример – Эстония, создавшая первую в мире систему электронного голосованияvi. Обсуждение возможностей удаленного голосования в Эстонии началось в 2001 г. А уже год спустя - в 2002 г., была утверждена нормативная база для э-голосования. В 2005 г. на местных выборах правительство Эстонии начало тестирование инфраструктуры для интернет-голосования. Два года спустя система электронного голосования была использована на национальных выборах, а на выборах в Европейский парламент в 2009 г. через интернет были поданы 15 % эстонских голосов. В 2011 г. на выборах в национальный парламент страны через интернет проголосовали 140,7 тысячи избирателей (24,3%), а в 2015 году – по данным Национальной Избирательной Комиссии - 176,4 тысячи человек (30,4%)vii.

Для проведения электронного голосования была создана необходимая юридическая база, включающаяся следующие законодательные акты:

- Акт о выборах в местные органы государственной власти, § 50;

- Акт о выборах в Riigikogu, § 44;

- Акт о выборах в Европейский парламент, § 43;

- Акт о Референдуме, § 37.

Была создана инфраструктура открытых ключей, основанная на использовании цифровых подписей и идентификационных карт, которыми обеспечены все избиратели страны (и которые используются при осуществлении финансовых операций, покупке билетов на общественный транспорт, поступлении в вузы и так далее).

Голосование электронным путём проходит в те же сроки, что и голосование вне места жительства – в течение 7 дней, с 10 по 4 день до дня выборовviii. Таким образом, можно будет проследить, чтобы в зачёт пошел только один голос избирателя.

1. В дни предварительных выборов избиратели могут проголосовать, воспользовавшись электронной системой на Интернет – странице Республиканской Избирательной Комиссии. Избиратель должен голосовать лично.

2. Избиратель должен подтвердить свою личность при помощи кода PIN1 идентификационной карты, благодаря которому производится цифровая идентификация личности.

3. После успешной аутентификации избирателя, ему на Интернет-странице будет представлен общий список кандидатов, баллотирующихся в избирательном округе, к которому относится избиратель по месту своего жительства.

4. Избиратель должен отметить на Интернет-странице кандидата, за которого он хочет проголосовать, и подтвердить свой выбор электронной подписью, используя код PIN2 идентификационной карты избирателя. На Интернет – странице отобразится сообщение о том, что голос принят.

5. Избиратель может переголосовать в период предварительного голосования с шестого по четвертый день до дня выборов:

  • с помощью электронного голосования;

  • проголосовав на избирательном участке.

Избиратель может проголосовать заново, и предыдущий голос будет удален. Эта возможность является, прежде всего, мерой против давления и манипулирования – избиратель, на которого было оказано незаконное влияние, может заново проголосовать, когда давление будет снято. При этом существует приоритет традиционного голосования: в случае, если избиратель придет на избирательный участок в день предварительного голосования и проголосует, то его электронный голос будет аннулированix.

Принцип электронного голосования подобен существующему в Эстонии методу голосования по почте в период предварительных выборов, позволяющему избирателю голосовать не на том избирательном участке, к которому относится избиратель по месту жительства:

  • избиратель предоставляет избирательной комиссии удостоверение личности;

  • получив и заполнив бюллетень избиратель вкладывает его во внутренний конверт;

  • этот конверт вкладывается в другой конверт, на котором записываются данные избирателя;

  • конверт переправляется на избирательный участок данного избирателя; проверяется право избирателя голосовать, и в случае, если оно подтверждено, внешний конверт распечатывается, а анонимный внутренний конверт опускается в урну для голосования.

Такова же и схема электронного голосования. Избиратель, воспользовавшийся им, создает во время процедуры голосования внутренний конверт (которым, по существу, является зашифрованный голос) и внешний конверт (которому соответствует электронная подпись).

Структурно система электронного голосования включает в себя следующие компоненты:

  1. Избиратель – избиратель со своим персональным компьютером. Создает зашифрованный и подтвержденный цифровой подписью голос и отправляет его в Центральную Систему.

  2. Центральная Система – элемент системы, подотчетный Республиканской избирательной комиссии. Получает и обрабатывает голоса, в результате чего получает общие результаты электронного голосования.

  3. Управление ключами – создает криптографическую пару системы и управляет ею. Открытый ключ интегрируется в прикладные программы избирателей, секретный ключ передается в программу подсчета голосов.

  4. Контроль – разрешает споры и жалобы, используя зарегистрированные данные из Центральной Системы.

Центральная Система включает в себя:

  • Список избирателей и Список кандидатов.

  • Сервер, пересылающий голоса, который идентифицирует личность избирателя при помощи идентификационной карты, предоставляет избирателю список кандидатов его избирательного округа и получает зашифрованный и подтвержденный цифровой подписью электронный голос. Электронный голос немедленно отсылается на сервер хранения голосов и подтверждение, полученное оттуда, направляется избирателю.

  • Сервер хранения голосов принимает электронные голоса и хранит их. После закрытия избирательных участков предварительного голосования аннулирует двойные голоса, голоса избирателей, не имеющих право голосовать, а также получает и обрабатывает данные о погашении электронных голосов. В заключение он отделяет внутренние конверты от внешних и подготавливает их для работы программы подсчета голосов.

  • Программа подсчета голосовx.

Основным средством обеспечения секретности голосования в электронной системе является ассиметричная криптография. Секретный компонент криптографической пары используется программой по подсчету голосов для расшифровки голоса. По завершении периода подачи жалоб секретный ключ уничтожается. В 2011 г. система шифрования была модернизирована до длины в 2048 бит.

Используемая система электронного голосования, по оценке Республиканской избирательной комиссии Эстонии, обеспечивает тот же уровень безопасности, как и при традиционном голосовании.

Инициатива Эстонии нашла широкую поддержку среди десятков государств. В целом, начало нового тысячелетия было ознаменовано тем, что несмотря на достаточно серьезные замечания экспертов по практике применения электронного голосованияxi, многие страны настойчиво продолжают работу в данном направленииxii.

В России информационно-коммуникативные технологии активно внедряются в избирательный процесс. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» данная система применяется в целях автоматизации избирательного процесса. Широкое применение нашли технические средства подсчета голосов – комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня и комплексы электронного голосования (КЭГ) – система прямой записи сделанного выбора через сенсорный экран (без использования избирательного бюллетеня).

В Рязанской области в 2010 году, на выборах депутатов Рязанской областной Думы, на избирательных участках города Рязани применялся:

- модернизированный комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010);

- комплекс для электронного ·голосования (КЭГ);

- опытный образец автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии (с применением электронной цифровой подписи).

Суть автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии – возможность формирования на избирательном участке юридически значимого электронного протокола об итогах голосования (с использованием электронной цифровой подписи) и его передача в автоматизированном порядке в вышестоящую комиссию с последующим опубликованием результатов выборов в сети Интернет;

- опытного использования спутниковых систем связи для передачи сведений протоколов об итогах голосования с избирательного участка в вышестоящую комиссию;

- специализированной навигационной информационной системы с использованием технологий ГЛОНАСС для контроля за перемещением избирательной документации;

- средств видеонаблюдения и трансляции изображения (веб-камеры)xiii.

Опыт применения на избирательных участках программно-технических средств подтвердил повышение оперативности, надежности передачи итогов голосования и результатов выборов, их достоверности.

С осени 2008 года в Российской Федерации по инициативе ЦИК России ведется эксперимент по частичному введению дистанционного электронного голосования.

Впервые система дистанционного электронного голосования была апробирована в городе Новомосковске Тульской области, когда избирателям после традиционного голосования на выходе из участка раздавали компакт-диски со специальной программой. Придя домой, гражданин запускал программу на своем компьютере, заполнял электронный бюллетень и отправлял его на головной сервер ЦИК Россииxiv.

В марте 2009 года такой эксперимент проводился в пяти регионах в разных частях страны, причем как в городах, так и в сельской местности при использовании различных способов голосования. В Волгоградской и Томской областях, городе Вологде применялись диски для ·электронного ·голосования, в городе Радужный Владимирской области – технология удаленного электронного опроса с использованием сетей мобильной связи стандарта GSM 900/1800, в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – электронная социальная карта. Эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием средств мобильной связи проводился также в октябре 2009 года в городе Кингисеппе Ленинградской области.

По мнению Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Эксперименты позволили выделить приоритетные технологии дистанционного голосования – с использованием мобильных средств связи и электронных социальных карт. Одновременно обозначились определенные риски, связанные, в частности, с возможным нарушением конфиденциальности голосования или вмешательством в систему обработки голосов избирателей, сложностью обеспечения общественного наблюдения за процедурой дистанционного ·электронного голосованияxv.

Таким образом, электронное голосование в Российской Федерации определено в качестве одного из способов обеспечения баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования.

Развитие систем электронного голосования привело к необходимости выработки нормативно-правовой базы этого процесса, в том числе и на международном уровне.

Первой международной межправительственной организацией, которая серьезно занялась проблемой отсутствия международно-правового регулирования процедур электронного голосования, стал Совет Европы (СЕ), впервые в истории международного права установивший региональные международно-правовые стандарты электронного голосованияxvi.

В 2003 г. начала функционировать созданная под эгидой СЕ Многопрофильная специальная экспертная рабочая группа по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования. Она была учреждена и функционировала в рамках комплексного проекта СЕ «Демократические институты в действии». В компетенцию этой группы входила разработка единых межгосударственных стандартов процедур электронного голосования, а также разработка проекта стандартов электронного голосования для его дальнейшего утверждения Комитетом министров СЕ. 30 сентября 2004 г. проект Рекомендации был утвержден Комитетом министров СЕ и получил официальное название Рекомендация Rec(2004)11 Комитета министров СЕ государствам-членам по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования. Этот документ стал первым в области международно-правового регулирования стандартов электронного голосования. Рекомендация состоит из преамбулы и трех приложений.

Преамбула определяет 9 основных целей применения электронного голосования:

1) предоставление возможности избирателям голосовать дистанционно вне места нахождения избирательного участка;

2) упрощение процесса голосования;

3) содействие участию в голосовании гражданам, проживающим или находящимся за границей;

4) расширение доступа к процессу голосования избирателей с ограниченными возможностями, для которых представляется затруднительной личная явка на избирательный участок и использование установленного там оборудования для голосования;

5) увеличение явки избирателей посредством внедрения дополнительных способов / каналов голосования;

6) модернизация процесса голосования в соответствии с развитием общества и ростом использования новых технологий;

7) сокращение суммарных затрат на проведение выборов и референдумов;

8) повышение надежности результатов выборов и ускорение процесса подсчета голосов избирателей;

9) обеспечение повышенного качества обслуживания электората посредством предоставления дополнительных способов / каналов голосования.

Рекомендация определяет, что электронное голосование должно быть таким же надежным, безопасным, как демократические выборы и референдумы, проводимые без привлечения каких-либо электронных средств или устройств. В преамбуле Рекомендации государствам-членам предлагается пересмотреть внутреннее законодательство, относящееся к вопросу электронного голосования, в соответствии с разработанными в ней стандартами. В документе определена вся необходимая терминология.

Приложение I – правовые стандарты – включило в себя условия, гарантирующие при проведении электронного голосования соблюдение фундаментальных принципов избирательного права, таких как всеобщее избирательное право, равное избирательное право, свобода волеизъявления избирателя, тайное голосование. В числе прочего сформулировано требование, что интерфейс электронной системы голосования должен быть понятным избирателю, легким в использовании и доступным лицам с ограниченными возможностями. Кроме того, определены следующие условия выполнения требований к системам электронного голосования:

  • относительно равного избирательного права – условие о том, что каждый электронный бюллетень избирателя должен быть посчитан только один раз, система электронного голосования не должна допускать мошенничества и попыток подать голос более одного раза;

  • относительно свободы волеизъявления – условие о необходимости исключать любое сторонне влияние на принятие избирателем решения в процессе осуществления голосования, о возможности со стороны избирателя изменить свой выбор на любой стадии процесса электронного голосования до того момента, как голос был отдан;

  • относительно тайны голосования – условие, гарантирующее, что в ходе применения электронной системы голосования невозможно будет установить связь между идентификационными данными избирателя и тем волеизъявлением, которое он выразил в процессе электронного голосования.

Правовые стандарты Рекомендации закрепляют также процедурные гарантии применения электронного голосования, следование которым решает проблему недоверия избирателей к данной процедуре, основные из которых – следующие:

1) право избирателей апробировать внедренный способ электронного голосования до того момента, как он будет использован;

2) введение мониторинга системы электронного голосования со стороны независимого органа, уполномоченного на то властями, отвечающего за корректность и надежность работы системы голосования;

3) предотвращение любых несанкционированных попыток вторжения в электронную систему голосования;

4) защита конфиденциальности внесенных в систему электронного голосования данных относительно голосов избирателей, а также сведений, идентифицирующих личность голосующих.

Приложение II к Рекомендации – организационные стандарты – включает в себя критерии, позволяющие сделать вывод о том, насколько корректно была организована процедура электронного голосования. Задача этих стандартов – устранить основные ошибки, возникающие на этапе организации процесса электронного голосования, следствием чего является ущемление прав избирателей и нарушение принципов проведения демократических выборов. Для этих целей Приложение II рекомендует государствам – членам СЕ соблюдение следующих основных условий:

1) электронный голос не может быть отдан избирателем до официального уведомления о проведении выборов или референдума;

2) избиратель должен иметь возможность проверить информацию, которая содержится о нем в электронном реестре избирателей, и потребовать ее изменения в случаях недостоверности;

3) электронная система голосования должна быть свободна от любой информации, которая может повлиять на выбор избирателя;

4) рассекречивание содержания голосов избирателей до момента закрытия процесса голосования запрещено;

5) система электронного голосования должна обеспечивать возможность ее аудита;

6) представитель уполномоченного органа власти, отвечающего за организацию выборов, а также независимые наблюдатели должны присутствовать при подсчете голосов, отданных при помощи электронных средств.

Приложение III к Рекомендации – технические требования – содержит информацию о передовых технологических решениях, разработанных исследователями в области информационных технологий и рекомендуемых СЕ для применения в процессе электронного голосования. Например, закрепляется использования специального языка программирования систем электронного голосования – Election Markup Language. Именно данный стандарт – спецификация языка программирования – рекомендуется для применения в электронных системах голосования в государствах – членах СЕ как наиболее надежный и защищенный.

Кроме того, в Приложении III документа даны рекомендации относительно технических критериев проведения электронного голосования:

1) электронная система голосования должна защищать информацию аутентификации пользователей для того, чтобы несанкционированные источники не могли вторгаться, перехватывать, модифицировать или иным образом получать доступ к защищенной информации;

2) должна быть обеспечена целостность и проведена проверка подлинности происхождения информации, передаваемой с одного этапа электронного голосования на другой;

3) должен существовать процесс сертификации, позволяющий проверять и сертифицировать любой компонент информационной и коммуникационной технологии электронного голосования в соответствии с техническими требованиями, описанными в настоящей Рекомендации.

После принятия Рекомендации было принято решение о проведении каждые 2 года специальных конференций по пересмотру и развитию политики применения систем электронного голосования. В октябре 2014 года в Австрии состоялась 6-я Международная конференция по электронному голосованию. Как отмечалось в предисловии к сборнику изданных материалов, «Эта конференция является одним из ведущих международных событий для экспертов по электронному голосованию со всего мира. В целом за период 2004, 2006, 2008, 2010 и 2012 годов более 450 экспертов, из более, чем 30 стран, приняли участие в работе этой конференции»xvii.

В фокусе внимания конференции был анализ достижений и проблем в области электронного голосования за десять лет, т.е. со времени принятия Рекомендации Rec(2004)11. В частности, отмечалось, что к данному документу обращались десятки государств, разрабатывая собственные системы электронного голосования. В Руководстве ОБСЕ «Наблюдение за новыми избирательными технологиями», которое было опубликовано в конце 2013 года, Рекомендации названы единственным специализированным международным правовым документом по электронному голосованиюxviii.

Однако прошедшие десять лет со времени их принятия, многочисленные технические достижения и новые социальные подходы изменили «электронный мир». Явно назрела необходимость официального обновления Рекомендации. В 2010 году в Осло Совет Европы организовал семинар «Наблюдение за е-голосованием», по результатам работы которого группа экспертов в Страсбурге разработала два документа, дополняющих Рекомендации Rec(2004)11 – «Сертификация электронных систем голосования. Руководящие принципы для разработки процессов, подтверждают соответствие установленным требованиям и стандартам»xix и «Руководство по обеспечению прозрачности в создании электронной версии выборов»xx.

В декабре 2013 года в Вене состоялась неформальная встреча экспертов, на которой был заслушан и обсужден доклад «О возможном обновлении Рекомендации Rec(2004)11 Совета Европы о юридических, оперативных и технических стандартах электронного голосования». Участники встречи пришли к выводу, что, «… принимая во внимание вопросы, приведенные в настоящем докладе и учитывая, что с высокой долей вероятности в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет расти число избирательных систем, включающих в себя элементы электронного голосования, есть достаточное количество сильных и веских причин для обновления Рекомендации Rec(2004)11»xxi.

В Комитете Совета Министров состоялось обсуждение доклада и высказано предложение по дальнейшей работе экспертов. В рамках 6-ой Международной конференции по электронному голосованию состоялись Совещание по обзору разработок в области электронного голосования с момента принятия Рекомендации Rec(2004)11 Совета Министров и панельная дискуссия: «Международные стандарты электронного голосования: частично устаревшие стандарты лучше, чем ничего? Обзор опыта и проблем работы с Рекомендации Rec(2004)11 для электронного голосования»xxii.

Нет никакого сомнения, что Совет Европы имеет достаточный опыт и репутацию в вопросе электронного голосования. Но его дальнейший авторитет в данной проблеме будет зависеть от того насколько Совет Министров будет в состоянии ответить на новые вызовы времени.

 

Литература:

i Бажуков С.А. Дистанционное электронное голосование как альтернативная форма голосования на выборах // Вестник Избирательной комиссии Архангельской области, 2011, №1, С. 8 

iiЭлектронное голосование в фокусе [Электронный ресурс] // URL: http://aceproject.org/ ace-ru/focus/e-voting (дата обращения: 10.03.2014). 

iii Масловская Т.C. Электронное голосование: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс] // URL: http://http://www.gosbook.ru/node/12744 (дата обращения: 03.03.2015).

ivЭлектронное голосование в фокусе [Электронный ресурс] // URL: http://aceproject.org/ ace-ru/focus/e-voting (дата обращения: 10.03.2014). 

v Электронные выборы и электронная демократия в России. [Электронный ресурс] // URL: http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_24394.html (дата обращения: 12.02.2015). 

viСм.: Ю. В. Митяева. Опыт проведения интернет-голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом // Выборы: теория и практика 2013, № 2(26), С.16 – 17. 

vii РИА Новости [Электронный ресурс] // URL: http://ria.ru/world/20150225/1049648538.html#14255389777403&message=resize&relto=register &action=addClass&value=registration#ixzz3TUbC9Q3g(дата обращения: 10.03.2015). 

viii Сайт Республиканской избирательной комиссии Эстонии [Электронный ресурс] // URL: https://www.valimised.ee/ru/uldkirjeldus(дата обращения: 10.03.2015). 

ix Там же. 

x Национальная Избирательная Комиссия Эстонии Обзор системы электронного голосования [Электронный ресурс] // URL: http://mexnap.info/articles.php?article_id=291 (дата обращения: 10.03.2015). 

xi См.: Б.А. МакаровАльтернативы голосования: Интернет или бюллетень? [Электронный ресурс] // URL: http://www.kazedu.kz/referat/6440 ; IT эксперт: риск скупки голосов есть и при электронном голосовании [Электронный ресурс] // URL: http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/it-ekspert-risk-skupki-golosov-est-i-pri-elektronnom-golosovanii.d?id=42525316#ixzz3RLrn4FI2(дата обращения: 10.02.2015).

xii См. И.Борисов, В.Журавлев Развитие электронного голосования // О выборах 2011, № 3, 4. 

xiii Подробнее об эксперименте в Рязанской области См.:А.К. Попов. Техническое переоснащение избирательной системы // Выборы: теория и практика 2010, № 1(13), С.42 – 46, Г.А.Скотникова. Взгляд изнутри// Там же. С.46 – 47,Информационная и социологическая поддержка внедрения новых методов голосования // Выборы: теория и практика 2010, № 4(16), С.12 – 30.

xiv Здесь и по всему тексту используется справочная информация, размещенная на сайте Центральной Избирательной Комиссии РФ – www.cikrf.ru

xvВ.Е. Чуров Электронное ·голосование – обеспечение баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования. [Электронный ресурс] // URL:http://zoom.cikrf.ru/zoom/EdFields.asp?nqr=-1&ndoc=50&npg=-1(дата обращения: 10.02.2015).

xvi Рекомендации R (2004) 11 Комитета Министров стран-участниц по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (принят Комитетом Министров 30 сентября 2004 года на 898-ом заседании). [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/international/docs/rec_rus.html (дата обращения: 10.02.2015).

xviiСм.: Krimmer, R., Volkamer, M.: Proceedings of Electronic Voting 2014 (EVOTE2014), TUT Press, Tallinn 

xviiiСм.: Robert Stein and Gregor Wenda Ten Years of Rec(2004)11 – The Council of Europe and E-voting// Krimmer, R., Volkamer, M.: Proceedings of Electronic Voting 2014 (EVOTE2014), TUT Press, Tallinn, p. 105-110. 

xix Certification of e-voting systems Guidelines for developing processes that confirm compliance with prescribed requirements and standards. Strasbourg, 16 February 2011. Prepared by the Secretariat. DIRECTORATE OF DEMOCRATIC INSTITUTIONS. 

xxGuidelines on transparency of e-enabled elections. Strasbourg, 16 February 2011. [Электронныйресурс] // URL: http://www.coe.int/t/democracy/electoral-assistance/themes/evoting/ CoEenabledElections _en.pdf (датаобращения: 10.02.2015). 

xxiЦит. по: Robert Stein and Gregor Wenda Ten Years of Rec(2004)11 – The Council of Europe and E-voting// Krimmer, R., Volkamer, M.: Proceedings of Electronic Voting 2014 (EVOTE2014), TUT Press, Tallinn, p. 109.

xxiiProgramme EVOTE2014.[Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/international/docs/rec_rus.html (дата обращения: 18.02.2015). 

JoomShaper