Информационно – коммуникативные технологии в обучении участников избирательного процесса

Ю.Абрамов

Одним  из основных направлений в деятельности избирательных комиссии субъектов Российской Федерации является организация и проведение обучения членов и работников аппаратов муниципальных, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, других участников избирательного и референдумного процесса.

В связи с принятием изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые устанавливают пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий, а также формирования резерва составов участковых комиссий, потребовалась выработка новых подходов к реализации массовых очных и заочных обучающих мероприятий,  предполагающих широкое внедрение в процесс обучения современных информационно – коммуникативных  технологий.

В предлагаемой статье сделана попытка проанализировать опыт внедрения современных информационно – коммуникативных  технологий в процесс подготовки участников избирательного процесса всех уровней. Для ее  подготовки  использовались три группы источников.  Во-первых, нормативные акты и литература по внедрению и использованию в образовательном процессе информационно – коммуникационных технологий и дистанционных методов обучения. Во-вторых, сайты РЦОИТ при ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.            В-третьих, материалы учебного курса РЦОИТ при ЦИК России   «Организация дистанционного обучения в системе избирательных комиссий Российской Федерации». 

           Информационно – коммуникационные технологии в образовании 

Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной информатизации различных сфер деятельности общества и человека.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется,  по мнению Вице-президента Международной инженерной академии, доктора технических наук, профессора А.И. Яковлева[1], рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами в издании Института  ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Информационные и коммуникационные технологии в образовании »,  подготовленном и изданным в 2013 году. В предисловии к монографии Б.Дендев пишет, что «с распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса»[2].

В монографии освещены вопросы разработки новых национальных стратегий и эффективной региональной  политики в области информатизации образования; рассмотрены актуальные вопросы формирования эффективных систем профессионального развития педагогических работников на основе компетентностных моделей; описаны проблемы и решения по формированию уровня ИКТ компетентности, медийной и информационной грамотности в условиях повсеместного проникновения цифровых технологий; представлены подходы к решению проблем интеграции ИКТ и педагогики; приведены примеры инновационных методик и технологий, используемых для формирования и функционирования образовательных сред, соответствующих различным секторам и уровням образования, включая дошкольное; рассмотрены ключевые тенденции развития современных образовательных технологий, связанные с решением проблем интеграции ИКТ и педагогики. 

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Как показано в ряде работ[3], основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, являются следующие:

  •    повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;
  •    обеспечение нацеленности обучения на новые технологии  и, в первую очередь, на ИКТ;
  •    обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;
  •    повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению ряда специалистов[4], новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Первые шаги по внедрению интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п.  Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Таким образом, по мнению А.И.Яковлева,  на пути движения России к информационному обществу и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:

  •    начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;
  •    современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
  •    будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями[5].

Широкое внедрение в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий привело к качественному изменению, прежде всего, дистанционной формы обучения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение понятия «дистанционные образовательные технологии»:  в п.1 ст.16 указано, что под  ними «…понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Наибольшее   развитие   в  настоящее  время  дистанционное обучение  получило     в  тех  странах, где  для  этого  сложились  соответствующие   предпосылки,  а  именно:  хорошо   развитая  телекоммуникационная  инфраструктура,  наличие  большой  территории   страны  (где есть   немало   удаленных  от   центра   районов)  и   развитая   система  традиционного   образования.  Это,  прежде   всего,  такие  страны,  как  США,  Канада,  Австралия  и   Великобритания.  В   этих   странах  действуют  различные  учебные  заведения  и   образовательные  телекоммуникационные  сети,  позволяющие  всем   желающим  пройти   дистанционное  обучение.

Использование  ИКТ в  дистанционном обучении, по мнению ученых Красноярского государственного технического университета, позволяет: 

•   решить   проблему   интерактивного   общения  при  взаимодействии  преподавателя   и   учащихся,  преподавателя   и   учебной  группы,  отдельного  учащегося  и   учебной группы; 

•   обеспечить постоянный  контроль   за  уровнем усвоения   учебного  материала; 

•   обеспечить  учащихся   учебными   материалами  и   учебной  информацией,  хранящимися   на   разнообразных   информационных   серверах   и   в  базах  данных   телекоммуникационных сетей; 

•   обеспечить  гибкое   обучение   с   возможностью   построения  индивидуальной образовательной   траектории; 

•   интегрировать   отечественную   и   зарубежную   системы  образования,  предоставляя   учащимся   возможности   получить   образование   как  в  России,  так  и   за   ее   пределами; 

•   возможность   учиться   всем   и  всегда  (независимо   от   их   возраста,  квалификации,  состояния  здоровья,  условий работы,  удаленности  от   центра  обучения  и  т.  д.). 

Таким образом, система дистанционного образования с использованием ИКТ, становится незаменимым инструментом образовательного процесса в ситуациях, когда необходимо обучить большие группы людей в кратчайшие сроки. 

Опыт использования новых форм в обучении организаторов выборов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации 

Прошедший, 2013 год, для всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации стал годом поиска новых форм и методов работы по профессиональной подготовке кадров избирательных комиссий, резерва кадров УИК и других участников избирательного процесса. Поставленные ЦИК РФ задачи потребовали широкого внедрения в процесс обучения современных информационных технологий. Не претендуя на глубокий и всесторонний анализ накопленного опыта, в силу недостаточного количества, в первую очередь, эмпирической информации, автор, тем не менее, попытался описать наиболее успешные подходы к  внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.

Избирательная комиссия Ивановской области[6] с 1 июля 2013 года приступила к обучению руководящих составов участковых избирательных комиссий в формате вебинаров. Проведение лекций в дистанционном режиме – вебинаров – на сегодняшний день является наиболее выигрышной, удобной и уже зарекомендовавшей себя формой обучения.

На вебинары выносятся, как правило,  наиболее актуальные вопросы, по которым необходимы обновление уже имеющихся знаний, обучение, консультации. К ним относятся такие вопросы как голосование вне помещения для голосования, работа с избирательными документами, работа с жалобами, открепительными удостоверениями, подведение итогов голосования.

Лекции сопровождаются презентациями, которые по итогам вебинаров размещаются  на сайте, поэтому весь пройденный материал можно повторить в режиме он-лайн. Также во время проведения лекций в режиме он-лайн члены участковых избирательных комиссий задают вопросы.

Обучающий сайт разработан таким образом, что у всех участковых избирательных комиссий есть права удаленного доступа к нему. Сайт обладает удобной навигацией. Отзывы членов участковых избирательных комиссий, работающих с сайтом, положительные.

Также на сайте выкладываются методические и учебные пособия, задания, тесты для проверки знаний, учебные фильмы.

Он-лайн тестирование позволяет обладать достоверной, а главное оперативной информацией об уровне готовности членов УИК к подготовке и проведению выборов, выявлять сильные и слабые стороны в работе УИК, корректировать учебные планы, тематику вебинаров.

Избирательная комиссия Ростовской области[7] имеет три сайта – официальный сайт в интернет-портале ЦИК России rostov.izbirkom.ru, собственный информационный сайт ikro.ru  и  молодёжный сайт, посвящённый электоральной тематике realpravo.ru. Также, для обучения,   например, членов участковых избирательных комиссий,  во всех районах области используется имеющаяся в распоряжении Комиссии система видеоконференцсвязи со всеми ТИК. В каждом ТИК имеется необходимая техника и помещения,  позволяющие собрать не только членов ТИК, но и значительно большую аудиторию.

Любой член УИК, заинтересованный в повышении уровня своих знаний, посетив информационный сайт, познакомится со сложившейся трёхуровневой системой обучения, разработанной Избирательной комиссией Ростовской области. Он может изучить программы обучения, подготовленные для первой тройки УИК, рядовых членов УИК, резерва на основании Типовой учебной программы «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии». Верхом этой трёхуровневой системы является 72-часовая программа повышения квалификации «Избирательное право и избирательный процесс».

На сайте rostov.izbirkom.ru имеется раздел «Методическое обеспечение обучения», в котором представлены методические пособия по различным темам программ обучения, применимые к выборам разного уровня.

Контроль знаний можно осуществить путём тестирования. На сайте имеется ссылка на тесты, разработанные РЦОИТ при ЦИК России.

В настоящее время  все 62 территориальные избирательные комиссии имеют свои сайты  и они стали важной формой контроля за проведением процесса обучения в каждой территориальной избирательной комиссии рядовых членов участковых избирательных комиссий, так как информация о процессе обучения отображена на этих сайтах.

На сайте комиссии действует библиотека, в которой можно найти различные нормативные акты и информацию о проведении выборов, в частности: законодательство и подзаконные акты, методические пособия, утверждённые ЦИК РФ и Облизбиркомом формы избирательных документов и образцы их правильного заполнения, а также вопросы-ответы.

При должной работе системы сайтов, при минимальных организационных и материальных затратах можно охватить максимальную аудиторию, контролировать содержание учебных материалов и качество обучения, применять индивидуальный и групповой подходы к обучению, поддерживать обратную связь с пользователями, систематизировать информацию о существующих и потенциальных членах комиссии для формирования кадрового резерва. Именно такую задачу и ставит перед собой Избирательная комиссия Ростовской области.

На протяжении нескольких лет в Ростовской области на сайте realpravo.ru работает дистанционный университет «Реальное право». Он готовит специалистов по следующим специальностям: «организатор избирательного процесса», «менеджер избирательной кампании» и «специалист по PR». Срок обучения – два года. За время существования ресурса по этой специальности прошли обучение более пятисот слушателей.

На сайте Избирательной комиссии Иркутской области[8] создан специальный обучающий портал «Стань профессионалом». Он предназначен для дистанционного обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса, а также для оперативного информирования обо всех изменениях в избирательном законодательстве Российской Федерации.

На обучающем портале размещены база нормативных актов в области избирательного и референдумного процесса в актуальной редакции, методические и обучающие материалы, монографии и брошюры, изданные Избирательной комиссией Иркутской области. Предусмотрена и интерактивная форма контроля знаний в виде онлайн-тестирования по избирательному праву.

Одной из приоритетных задач прошлого года  для Избирательной комиссии  Республики Коми[9]  стало построение системы эффективного обучения членов участковых комиссий и их кадрового резерва. В IV квартале 2013 года Комиссия реализовала несколько образовательных проектов по организации обучения членов участковых комиссий и их кадрового резерва.

Наиболее значимый из них - проведение четырех видеоконференций с членами территориальных и участковых избирательных комиссий в республике на тему «Правовые основы избирательного процесса и организация работы участковых комиссий», объемом 120 минут каждая. Лекции читали члены Избирательной комиссии Республики Коми и сотрудники ее аппарата. Лекции были иллюстрированы презентациями и видеофильмами, в том числе подготовленными РЦОИТ при ЦИК России.

В видеоконференции принимали участие от 500 до 600 организаторов выборов, представляющие каждый город и район республики. В подобном формате, посредством одновременных сеансов видеоконференции в каждом муниципальном образовании, обучение членов участковых комиссий Комиссия провела впервые.

Каждая лекция записана в видеоформате, растиражирована и предоставлена в помощь территориальным избирательным комиссиям при организации обучения на локальном уровне.

В стадии информационного наполнения находится разработанный Комиссией интернет-ресурс – образовательный портал «Центр дистанционного обучения»,  на котором предусмотрена дифференцированная подача материала с учетом организации деятельности участковой комиссии (например, в период избирательной кампании), спецификации полномочий членов участковых комиссий (председатель, секретарь, члены комиссии с правом решающего голоса), а также многоступенчатая система тестирования.

Избирательной комиссией Хабаровского края[10] при поддержке Правительства края создан учебный компьютерный класс на 20 автоматизированных мест. В классе проведено обучение членов участковых избирательных комиссий города Хабаровска и резерва составов участковых комиссий. Кроме этого в прошлом году в учебном классе подготовлено 133 оператора КОИБ. Обучение членов участковых избирательных комиссий и лиц, включенных в резерв составов участковых комиссий завершалось обязательным тестированием.

Комиссией проработаны вопросы внедрения дистанционного обучения членов УИК и резерва составов участковых комиссий. Для проведения обучения на расстоянии была внедрена такая форма как вебинары по договору с ООО «Вебинар - Комди» по оказанию телематических услуг связи по тарифному плану «Вебинар 25», сроком на один год, с возможностью организации неограниченного числа онлайн-встреч в формате «вебинаров».

На официальном сайте Избирательной комиссии Хабаровского края размещен Интернет-ресурс дистанционного обучения «Академия выборов».

Таким образом, несмотря на достаточно непродолжительный период, прошедший с момента принятия ЦИК России «Концепции обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013–2015 гг.», избирательными комиссиями субъектов РФ накоплен значительный и разнообразный опыт использования современных информационных технологий в обучении организаторов выборов. 

Современные ИКТ в практике подготовки участников избирательного процесса в Рязанской области: состояние и перспективы 

Выполняя постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.01.2013г.  № 157/1181-6  «О Концепции обучения кадров избирательных  комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах», соответствующая Концепции обучения кадров участковых избирательных комиссий, резерва составов  участковых избирательных комиссий Рязанской области в 2013 году была утверждена Постановлением Избирательной комиссии Рязанской области от 28.03.2013г. № 100/526-5.

Согласно принятой концепции обучение кадров и резерва кадров УИК осуществляется на основе разработанной  РЦОИТ и утвержденной  ЦИК России Типовой учебной программы.

Определяя формы и методы обучения, комиссия исходила из необходимости внедрения наиболее перспективных и эффективных из них. Созданный Учебно-методический совет из числа наиболее подготовленных преподавателей Рязанских ВУЗов (5 человек) после долгих дискуссий, исходя из требований Типовой учебной программы, рекомендовал организовать очные занятия в районах области в объеме 6 часов в форме тренингов и 1 час – компьютерное тестирование в группах численностью 20  – 25 человек.

Программа обучения председателей, заместителей председателей и секретарей УИК была рассчитана на 14 учебных часов, из которых 7 часов предусматривают занятия в очной форме (тренинг в группах 20 – 25 человек и компьютерное тестирование) и 7 часов самостоятельного изучения.

Для обеспечения единства форм, методов и содержания преподавания, проведением тренингов занимаются 8 преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава Рязанских ВУЗов, прошедших обучение в Избирательной комиссии Рязанской области, успешно сдавших зачет в виде пробного занятия и получившие соответствующий Сертификат.

Для обучаемых и обучающихся подготовлено и издано два учебно-методических пособия: «Рабочая тетрадь по учебной программе «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной  комиссии» (для обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий)» и «Рабочая тетрадь методиста по учебной программе «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной  комиссии» (для обучения членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий)».

В 2013 году были обучены председатели, заместители председателей и секретари УИК – всего 2896 человек. Все, прошедшие обучение, успешно прошли компьютерное тестирование и получили Сертификат о прохождении обучения.

В текущем году данный проект продолжается. Идет обучение членов участковых избирательных комиссий. В течение марта-апреля  было проведено 36 тренингов, в которых приняли участие 750 человек.

Молодежный  Интернет-портал Избирательной комиссии Рязанской области в конце прошлого года был преобразован в Образовательный Интернет-портал (http://www.moiwibori.ru).

На портале в настоящее время размещены 3 учебных курса: «Выборы как институт современной демократии», «Избирательное право и избирательный процесс в современной России», «Выборы и политические партии». Каждый курс рассчитан на 72 учебных часа и включает в себя работу с конспектом лекций, рекомендованной литературой и выполнение итогового теста. В каждом курсе 15 тем. Переход от одной темы к другой  осуществляется после удовлетворительного выполнения теста по изучаемой теме. По окончанию курса выполняется итоговое тестовое задание и при получении положительного результата выдается именной Сертификат.

В разделе «Обучение организаторов выборов» размещены методические материалы, подготовленные РЦОИТ  при ЦИК России, по учебной программе «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной  комиссии». Предусмотрена программа тестирования для членов УИК.

На портале так же размещены такие ресурсы, как «Библиотека», «Надо знать молодому избирателю», «Клуб молодого избирателя», «Виртуальный музей региональных выборов». Ведется работа по дальнейшей оптимизации и развитию Образовательного Интернет – портала.

Несмотря на то, что автор данного реферата, имея почти 30-летний стаж преподавательской деятельности, уверен в том, что самый эффективный метод обучения – это личное общение преподавателя с аудиторией, есть понимание того, что перспективы обучения участников избирательного процесса связаны именно с дистанционным обучением.

Дистанционное обучение должно содействовать решению таких задач, как:

- повышение уровня квалификации организаторов выборов;

- удовлетворение потребностей избирательной системы  в качественно подготовленных специалистах;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных в системе избирательных комиссий;

- развитие единого образовательного пространства в избирательной системе.

За прошедший год качественный скачок  в этом направлении сделан РЦИОТ при ЦИК России. Прежде всего, это создание Информационно – обучающего Комплекса, размещение 21 методического пособия, разработанных в соответствии с Типовой учебной программой «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии» и, наконец, организация и проведение образовательного  курса «Организация дистанционного обучения в системе избирательных комиссий Российской Федерации».

Широкое внедрение этого в образовательный процесс на уровне Избирательной комиссии Рязанской области сопряжено, как минимум,  со следующими рисками:

- во-первых, как показали опросы членов УИК,  на уровне районных центров и городов только 65 – 75% имеют доступ к компьютерам с выходом в интернет, на уровне сельских населенных пунктов – 40  - 50%;

- во-вторых, достаточно остро стоит проблема мотивации участников избирательного процесса в дистанционном обучении;

- в-третьих, интерактивная форма дистанционного обучения эффективна при одновременном обучении не более 25 человек  (при большем количестве обучаемых интерактив практически не возможен);

- в-четвертых, особо остро стоит проблема подготовки кадров для обучения (монотонную лекцию через 10 минут никто слушать не будет, следовательно, необходим новый методический материал, позволяющий «держать» внимание обучающих);

- в-пятых, есть опасение превращения системы дистанционного образования в самоцель, а не в средство обучения;

- и, наконец, качество интернет-связи по области, особенно в отдаленных районах, оставляет желать лучшего.

Дополнительная, если не основная проблема, связана с тем, что в регионе нет ни одного председателя ТИК, работающего на освобожденной основе.  А организация дистанционного обучения не возможна без постоянного контроля за ходом процесса обучения на всех его этапах, а кто его будет осуществлять!?

Однако, несмотря на обозначенные проблемы,  уже в текущем году запланировано использование вебинаров и видеоконференций в обучении организаторов выборов.

Таким образом, уже в текущем году Избирательная комиссия Рязанской области наряду с традиционными формами организации обучения организаторов избирательного процесса (тренинги, семинары, семинары-совещания и т.д.) использует элементы системы дистанционного образования,  которую в дальнейшем планируется сделать доминирующей.


[1] См. А.И.Яковлев  Информационно – коммуникационные технологии в образовании / Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 32. 

[2] Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией Бадарча  Дендева» – М: ИИТО ЮНЕСКО, 2013, С. 11.

[3] Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999., Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.

[4] См, например, Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией Бадарча  Дендева» – М: ИИТО ЮНЕСКО, 2013;  Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.

[5] А.И.Яковлев  Информационно – коммуникационные технологии в образовании / Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 34.

[6] См.  А.А. Соловьёва. Опыт использования вебинаров в обучении территориальных и участковых избирательных комиссий Ивановской области// Выборы: теория и практика, №3, 2013, С.24-25.

[7] См.  С.В. Юсов. Использование системы сайтов Избирательной комиссии Ростовской области при информировании и обучении // Выборы: теория и практика, №3, 2013, С.26-27.

[8] Обучающий портал Избирательной комиссии Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://ikio.irk.ru/main/37-den-molodogo-izbiratelya-uchebnaya-auditoriya-10-258-slushateley.html (дата обращения: 22.04.2014).

[9]  Информация Избирательной комиссии Республики Коми  о мероприятиях по обучению организаторов выборов, иных участников избирательного процесса, по повышению правовой культуры избирателей за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://izbirkom.rkomi.ru/logos/db/files/f52e224ebb259d.pdf (дата обращения: 22.04.2014).

[10] См. Сайт Избирательной комиссии Хабаровского края [Электронный ресурс]. URL:   http://www.khabarovsk.izbirkom.ru (дата обращения: 22.04.2014).

JoomShaper