К вопросу о возвращении смешанной избирательнойсистемы на выборах депутатов Государственной Думы РФ

12 декабря 2012 года Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ озвучил тезис о необходимости возвращения смешанной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы РФ. Напомним, что смешанная система выборов депутатов Госдумы существовала до 2007 года. В 2007 и 2011 годах Государственная Дума РФ избиралась по пропорциональной системе и вот вновь предложение вернуться к смешанной системе.В связи с этим представляется целесообразным вспомнить и проанализировать те особенности и закономерности, которые проявлялись на выборах депутатов Государственной Думы в Рязанской области до 2007 года, в первую очередь, по одномандатным округам. Но прежде чем приступить к анализу, напомним необходимые теоретические основы.

Понятие избирательной системы в науке является достаточно дискуссионным. Однако, обобщив наиболее распространённые точки зрения, можно указать, что понятие избирательная система трактуется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве. В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права. В узком смысле избирательная система – это способ определения результатов выборов и избранных кандидатов. С точки зрения «узкого» смысла понятия «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных систем – мажоритарную и пропорциональную, которые будут подробнее рассмотрены ниже. Также часто говорится о смешанном характере избирательной системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов в один и тот же орган публичной власти применяются обе основные избирательные системы – и мажоритарная, и пропорциональная.

Мажоритарная система – (англ. majority – большинство) – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям. Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).Мажоритарная система также разделяется на системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются дополнительные условия признания выборов состоявшимися). Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший более половины (50%+1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»). В нём участвуют два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. По такой системе избирается Президент Российской Федерации.

Система квалифицированного большинства – предполагает, что избранным считается кандидат, набравший указанное количество голосов избирателей (1/3, 2/3 от численности избирателей). Применяется достаточно редко (например, на парламентских выборах в Чили).

Мажоритарная система имеет вышеуказанные достоинства, а также незаменима при избрании выборных должностных лиц – президентов, глав местного самоуправления и т.д. Однако она обладает определёнными недостатками «технического» характера и не всегда позволяет достоверно и справедливо отражать волеизъявление избирателей.В нашей стране в 90е гг. XX в. мажоритарная система отчётливо преобладала. Однако с начала 2000х гг. начался постепенный переход к расширению использования пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы публичной власти.Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.

Мировой практике известно множество вариаций пропорциональных избирательных систем. Так, например, в целях создания дееспособных партийных фракций в представительных органах и предотвращения дробления депутатских мандатов устанавливается заградительный барьер. Он представляет собой процент голосов избирателей, который необходимо получить списку кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Если список не набирает этот процент, то он, как правило, не получает мест в представительном органе.Также существует разновидность пропорциональной системы с открытыми списками, при которой избиратель голосует не только за список кандидатов в целом, но и за конкретных кандидатов внутри списка (т.е. получение кандидатом депутатского мандата зависит не только от воли партии, поставившей его на соответствующее место в списке).В частности, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации.Политическая партия вправе определить региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона.

Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 2007 года применяется модифицированная пропорциональная система с открытыми списками, поскольку избрание кандидатов, включённых в региональную группу, зависит не только от числа голосов, поданных за список по стране в целом, но и числа голосов избирателей, поданных за список в конкретном регионе.В состязательных партийных системах доминирующее значение на конфигурацию партийной системы оказывает тип избирательной системы. Каждая из избирательных систем обладает своими особенностями, которые нашли отражение в так называемом законе Дюверже. Французский политолог Морис Дюверже в своей работе «Политические партии» выделил и обосновал эти особенности влияния избирательных систем на конфигурацию партийной системы.По мнению Дюверже, мажоритарная система с голосованием в одномандатном округе в один тур (система относительного большинства) приводит к формированию мажоритарной партийной системы. «Мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму партий. … Обнаруживается почти полное совпадение между мажоритарным голосованием и двухпартийностью». При голосовании по одномандатным округам представительство мелких партий, получивших меньшинство голосов, крайне невелико или вообще отсутствует. Это лишает политических деятелей стимулов для создания мелких партий, что и приводит в итоге к двухпартийности. Пропорциональные электоральные системы и мажоритарные системы с двумя турами выборов (система абсолютного большинства) приводят к образованию многопартийной системы. Мажоритарное голосование в два тура и система пропорционального представительства приводят к многопартийности. … Механизм её достаточно прост: при этой системе различие близких партий не мешает их совместному представительству».

Итак, теперь предлагается возвращение к смешанной системе. Проанализируем особенности и закономерности выборов в ГД РФ в Рязанской области при использовании смешанной системы. Особый интерес представляет сравнение результатов партийных списков с результатами кандидатов от партий в одномандатных округах в Рязанской области. Напомним, что на территории Рязанской области существовало два одномандатных округа: Рязанский избирательный округ и Шиловский избирательный округ.Результаты выборов 1993 года представлены в Таблицах 1,2,3.

В целом, выборы в Госдуму 1993 года с точки зрения деятельности партий можно назвать экспериментальными. Партийное строительство в регионе ещё находилось в зачаточном состоянии. Что прекрасно демонстрирует сравнение результатов партийных списков и кандидатов от партий в одномандатных округах. Как видим, по партийным спискам в области лидировала ЛДПР с результатом 30,84%, но в одномандатных округах победителями стали С. Еньков, который представлял «Аграрную партию России» и предприниматель К.Лайкам.

JoomShaper